на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛОССКИЙ Владимир Аполлонович [18(30) VI 1874, Киев - 6 VII 1946, Москва] - советский певец (бас), режиссер и педагог. Засл. арт. Республики (1925). В 1890-х гг. брал уроки пения у К. Эверарди в Киеве. В 1899 вступил в труппу Моск. частной оперы, где пел также в 1905-06. В 1901-05 солист Киевского оперного, в 1906-32 - Большого театров. Л. не обладал большим голосом, но исключит. музыкальность, высокое сценич. мастерство, творч. самобытность делали его выдающимся певцом-актером. Особенно удавались Л. характерные партии: Бартоло («Севильский цирюльник»), Цунига («Кармен»), Фарлаф; Скоморох («Сказка о царе Салтане»), Писарь («Майская ночь»), Дуда («Садко»), Скула («Князь Игорь»), Заседатель («Дубровский»), Варлаам («Борис Годунов») и др. В 1909 Л. начал реж. деятельность постановкой оперы «Кавказский пленник» Кюи. В 1920-28 был режиссером-постановщиком, руководителем художеств. части оперной труппы, в 1934-36, 1943-46 - режиссером Большого театра. Работал также в Одесском (1918-20, 1937-40), Свердловском (1928-30, 1931-34), Тбилисском (1930-1931) театрах, Ленингр. театре оперы и балета (1936-37, 1941-43). Среди наиболее значит. пост.: «Сказка о царе Салтане» (1913), «Князь Игорь» (1914), «Снегурочка» (1916), «Аида» (1922), «Лоэнгрин» (1923), «Фауст» (1924), «Борис Годунов» (1927), «Руслан и Людмила» (1929), «Садко» (1935). По инициативе Л. и под его руководством осуществлён первый в Большом театре спектакль на революц. сюжет - «Героическое действо» с музыкой Небольсина (1927), положивший начало работе режиссёра над постановкой произв. советский композиторов: «Овод» Трамбицкого (1928), «Прорыв» Потоцкого (1929), «Декабристы» Золотарёва (1931), «Загмук» Крейна (1931) - в Свердловском театре, «Броненосец «Потёмкин»« Чишко (1937), «Щорс» Лятошинского (1939) - в Одесском театре, и др. Л. искал новые формы оперного спектакля, новые средства сценич. выразительности для более глубокого истолкования муз. произв. Его лучшие работы отличались монументальностью, зрелищностью, отвечая, как правило, природе муз. материала. Большое значение Л. придавал хору, композиции массовых сцен. Л. выступал в концертах т. н. Керзинского кружка и в «Музыкальных выставках» Дейши-Сионицкой, после Oкт. революции 1917 - в концертах для рабочих и красноармейцев, был тонким интерпретатором романсов А. С. Даргомыжского («Мельник», «Титулярный советник») и М. П. Мусоргского («Семинарист», «Блоха», «Козёл», «Раёк» и др.). В 1920-26 участвовал в спектаклях Муз. студии МХАТа - Лариводьер («Дочь Анго» Лекока), Вице-король («Перикола» Оффенбаха) и др. Вместе со студией гастролировал за рубежом (1925-26). С 1903 занимался педагогич. деятельностью в оперных классах Киевского муз. уч-ща РМО, Киевской и Одесской консерваторий.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь