на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛЫСЕНКО Николай Витальевич [10(22) III 1842, с. Гриньки Глобинского р-на Полтавской обл. - 24 X (6 XI) 1912, Киев] - укр. композитор, пианист, дирижёр, обществ. деятель. Основоположник нац. композиторской школы. Род. в семье небогатого помещика. Музыку изучал с 5 лет (вначале под рук. матери). Учился в одном из киевских пансионов (1852-55), в Харьковской гимназии (1855-59); продолжал занятия по фп. (в Киеве под рук. А. Паночини, в Харькове - Н. Д. Дмитриева). В 1865 окончил естеств. ф-т Киевского университета. Проводил большую работу по собиранию укр. нар. песен, был одним из руководителей студенч. любительского театра в Киеве. Л. организовал студенч. хор, исполнявший в его аранжировках укр. нар. песни. В 1865-67 был мировым посредником в Таращанском уезде Киевской губ., что дало ему возможность глубже ознакомиться с жизнью укр. села. В 1867-69 обучался композиции (у К. Ф. Э. Рихтера и В. Р. Папперица) и фп. (у Э. Ф. Венцеля и К. Г. Рейнеке) в Лейпцигской консерватории. Здесь Л. начал работу над большим циклом сольных и хор. произв. «Музыка к «Кобзарю»« Т. Г. Шевченко (1-я серия, 13 номеров, напечатана в Лейпциге, 1868), опубликовал 1-й выпуск «Сборника украинских песен» в обр. для голоса и фп. (40 песен). С 1869 Л. жил в Киеве, выступал в концертах Киевского отделения РМО, был чл. его дирекции; преподавал фп. в муз. школе. Позже, не разделяя реакц. взглядов большинства руководства РМО на роль и задачи искусства, Л. порвал с этой организацией. В 1872 Л. написал первое законченное сценич. произв. - нар. оперу «Черноморцы» (либр. М. П. Старицкого, по Я. Г. Кухаренко). В 1873 Л. создал оперу «Рождественская ночь» (по Н. В. Гоголю, пост. 1874, Киев; 2-я ред. 1882) и записал репертуар кобзаря О. Вересая, выпустив реферат «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарём Вересаем». Эта работа наряду с др. теоретич. трудами композитора («Дума о Хмельницком и Барабаше», 1888; «О торбане и музыке песен Видорта», 1892; «Народные музыкальные инструменты на Украине», 1894) сыграла большую роль в становлении и развитии укр. муз. фольклористики. Вместе с укр. фольклористом А. А. Русовым Л. совершил поездку по слав. странам, записал сербские, хорватские и македонские нар. песни. В 1874-76 Л. был в Петербурге, совершенствовал своё мастерство под рук. Н. А. Римского-Корсакова, познакомился с М. П. Мусоргским, А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи, В. В. Стасовым. Прогрессивная эстетика классиков рус. музыки оказала значит. влияние на формирование мировоззрения и творч. принципов Л. Во время пребывания в Петербурге композитор вместе с руководимым им хором любителей пропагандировал укр. и др. слав. нар. песни, выступал как пианист, организовал концерты кобзаря О. Вересая. В 1876 Л. возвратился в Киев, продолжал интенсивную творч. и муз.-обществ. деятельность, собирал и обрабатывал нар. песни (опубликовано 7 выпусков песен для голоса с фп., 12 хор. десятков, неск. обрядовых циклов, мн. песен). В 1883 появилась опера «Утопленница» (по Гоголю), в 1888 - детская опера «Коза-дереза» (по нар. сказке), в 1889 - одно из популярнейших произв. композитора - нар. опера «Наталка Полтавка» (текст И. П. Котляревского). В 1880-90 Л. работал над крупнейшим своим произв. - нар.-муз. драмой «Тарас Бульба» (по Гоголю), воссоздавшей в ярких художеств. образах картины борьбы укр. народа против иноземных поработителей. Для детей написаны оперы «Пан Коцкий» (1891), «Зима и Весна» (1892) (обе по народным сказками легендам). Важное место в укр. дореволюционной музыке заняла опера «Энеида» (по И. П. Котляревскому, 1910) - острая сатира на самодержавие. Последнее крупное соч. композитора - одноактная лирико-фантастич. опера «Ноктюрн». Л. - один из выдающихся интерпретаторов «Кобзаря» Т. Г. Шевченко в музыке. На тексты поэта он создал более 80 произв. - песни, романсы, ансамбли, хоры, хор. поэмы, кантаты. В их числе - поэма «Иван Гус», кантаты «Бьют пороги», «Радуйся, нива неполитая», «На вечную память Котляревскому». Л. писал также вок. соч. на сл. И. Я. Франко, Л. Украинки, М. П. Старинного, А. Олеся, Г. Гейне, А. Мицкевича и др. Созданный под непосредств. воздействием событий 1905 в обществ.-политич. жизни России гимн «Вечный революционер» (сл. Франко) стал на Украине нар. революц. песней. Л. - основоположник ряда инстр. жанров укр. музыки, автор симфонии, квартета и струн. трио. Обширно фп. наследие композитора (более 50 произв.). К лучшим соч., отмеченным самобытными чертами нац. инстр. стиля, относятся 2 рапсодии, «Украинская сюита» (в форме старинных танцев), 2 конц. полонеза, соната, «Героическое скерцо». Наследие Л. отличается демократизмом, народностью, яркой нац. определённостью. Некоторые его песни и хоры глубоко вошли в быт и стали народными. Подлинное признание творчество Л. получило после Oкт. революции 1917. Заметный след в истории укр. муз. культуры оставила деятельность Л. как хор. дирижёра. Он осуществлял поездки с хором (1893, 1897, 1899, 1902) по городам Украины, способствуя развитию любительского хор. пения. В 1904 по инициативе Л. была открыта в Киеве муз.-драм. школа (с 1918 Муз.-драм. институт им. Н. В. Лысенко). Среди воспитанников школы композиторы Л. Н. Ревуцкий, А. А. Кошиц, К. Г. Стеценко, композитор и фольклорист В. Н. Верховинец, певец М. В. Микиша, драматические артисты А. М. Ватуля, Б. В. Романицкий, скрипач М. Б. Полякин, музыковед А. К. Буцкой и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь