на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛЮДКЕВИЧ Станислав Филиппович (Пилипович) [р. 12 (24) XII 1879, Ярослав, ныне в Польше] - советский композитор, теоретик, педагог и муз. деятель. Нар. арт. СССР (1969). Доктор музыкознания (1908, Вена). В 1901 окончил философский ф-т Львовского университета. Брал уроки композиции у М. Солтыса (1898-01, Львов), у А. Землинского и Г. Греденера (1907-08, Вена). В 1901-07 преподавал в гимназиях (Львов, Перемышль). В 1908-14 директор, в 1919-39 преподаватель теоретич. предметов во Львовском высшем муз. институте им. Н. В. Лысенко, в 1939-72 профессор, зав. кафедрой теории музыки и композиции Львовской консерватории. Дирижёр любительских хоров, публицист, составитель и редактор муз. изданий. Л. - один из крупнейших мастеров укр. симф. музыки и монументальных кантат. В раннем периоде творчества находился под влиянием музыки Н. В. Лысенко и П. И. Чайковского. Позже Л. выработал собств. стиль, в котором близость к укр. муз. фольклору сочетается с богатой палитрой гармонич. средств и полифонич. приёмов, основанной на претворении некоторых особенностей неоромантич. искусства. Связь Л. с революционно-демократич. движением в Зап. Украине, поддерживаемая и направляемая лично И. Я. Франко, обусловила идейную направленность его муз. соч. (напр., концепция кантаты-симфонии «Кавказ» и её посвящение рус. революционным событиям 1905). Программное начало, которое ощущается во всех инстр. соч. Л., - результат астетич. воззрений и мироощущения композитора. Не утратили значения некоторые музыковедческие работы Л. и его принципы систематизации народных песен.
Соч.: оперы - Бар Кохба (1926, незаконч.), Довбуш (либр. собств., по нар. сказаниям, 1955, исп. фрагменты); кантаты - Кавказ (кантата-симфония по поэме Т. Г. Шевченко, 1905-13, 1-я часть - Прометей, изд. 1905, полностью партитура - в Киеве, 1962), Заповiт (Завещание, на сл. Шевченко, 1934, 2-я ред. 1955) (за оба соч. Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1964), Наймит (на сл. И. Франко, 1940); для орк. - Прикарпатская симфония (1952), симфониетта (1943), симф. танец (1910), Галицкая рапсодия (1928), симф. поэмы Каменярi (Каменотёсы, по поэме Франко, 1926), Меланхолический вальс (по новелле О. Ю. Кобылянской, 1920), Днепр (1947), Моисей (по поэме Франко, 1956), Не забудь юних днiв (на сл. Франко, 1957), Рондо юнакiв (Молодёжное рондо, 1948), фантазия - Наше море (1957); концерты с орк. - 2 для фп. (1920, 2-я ред. 1950; 1957), для скр. (1945); фп. трио (1919, 2-я ред. 1950), вариации на укр. тему для скр. и фп. (1949); хоры с орк. - Вечный революционер (на сл. Франко, 1898), Наша дума, наша песня (на сл. Шевченко, 1931), Конкистадоры (на сл. Франко, 1941); хоры, в т. ч. Последний бой (сл. Л., исп. в 1914), Восени (Осенью, на сл. Франко, 1940), Гей, славяне (1949), Заповiт пiонерам (на сл. А. Олеся, 1967) и др.; инстр. пьесы, романсы, песни, обр. нар. песен, сб. укр. нар. песен.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь