на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛЮЙ-ЛЮЙ (букв. - строй, мера) - 12-ступенный хроматич. звукоряд в кит. музыке. Осн. на соотношении тонов прибора, состоящего из 12 бамбуковых трубок разной длины и сечения (каждая в 1,5 раза меньше предыдущей), которые образуют цепь восходящих квинтовых ходов. Изобретение этого акустич. прибора, известного в Китае с глубокой древности, и введение Л.-Л. в муз. культуру приписывается мифич. правителю Хуан-ди и его придв. музыканту Лин Луню. Л.-Л. рассматривался как муз.-философская система. Каждый из 12 звуков последовательного ряда имел свой глубокий натурфилософский смысл: так, нечётные звуки (первый иероглиф в сочетании Л.-Л.) воплощали светлые, активные силы неба (ян); чётные (второй иероглиф в сочетании Л.-Л.) - тёмные, пассивные силы земли (инь). Вместе они выражали сущность 12 месяцев в году, 12 знаков зодиака и часы в сутках. Л.-Л. содержал в себе квартово-квинтовый круг и возможности равномерной темперации. Кит. теоретики в течение 2 последующих тысячелетий комментировали и переосмысляли эту систему, к-рая стала обозначаться одним, первым иероглифом «люй»; теория темперации приобрела назв. «люй сюэ» (учение о люй). 12-полутоновый звукоряд сам по себе не был ладовой основой для развития интонац. мышления, т. к. звуки такого звукоряда не обнаруживали интенсивных ладовых сопряжений и тяготений друг к другу или тонике. Е. В. Завадская.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь