Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
| МАНДОЛИНА (итал. mandolino) - струн. щипковый муз. инструмент лютневого семейства. Возник в Италии. В своём окончат. виде сложился к 17 в. С 18 в. один из наиболее распространённых итал. нар. инструментов. Бытовало неск. типов М., различающихся по строю, форме корпуса и шейки, числу струн. Так, флорентийская М. имела 5, генуэзская 5-6, падуанская 5, неаполитанская 4 парные струны. Наиболее популярна неаполитанская М. Её корпус выпуклый, овальный, клеёный из отд. сегментов, шейка короткая, гриф с металлич. врезными ладами, головка плоская с механич. колками. Строй квинтовый, как у скрипки: g, d1, a1, e2 (парные струны настраиваются в унисон). Звук чистый, яркий и звонкий, извлекается плектром (медиатором) из черепашьего панциря или целлулоида. Возможно исполнение аккордов. Ноты пишутся в скрипич. ключе соответственно действительному звучанию. Применяется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Оркестр из М. (иногда с гитарами) наз. неаполитанским. Он включает орк. разновидности M.: М.-пикколо, М.-альт (мандола), М.-виолончель (мандолочелло), М.-басс (мандолоне). Иногда М. вводится в оперный и симф. оркестры. Для М. писали Л. Бетховен (2 сонатины, Адажио и Анданте с вариациями для M. и фп.), А. Вивальди (концерт для М. и оркестра, 2 концерта для 3 М. и оркестра) и др. композиторы. |