на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАНУАЛ (от лат. manualis - ручной) - клавиатура для рук (в отличие от клавиатуры для ног - педали) в многоклавиатурных инструментах (орган, клавесин, фисгармония, электронные инструменты). Число М. в оргбнах 1-7 (7 М. имеет орган в соборе г. Атлантик-Сити, в США), в клавесинах - до 3, в фисгармониях - не более 2. М. расположены друг над другом террасообразно. Каждому придано определённое число регистров - отсюда разл. сила и тембровая окраска М. Объём клавиатуры - до 5 октав (С - с4). Реальный звуковой объём органного М. (благодаря регистрам удвоений) - до 8 октав. В органах нем. типа наиболее сильный - нижний 1-й или 2-й М. (хауптверк - Hauptwerk); менее сильный - 2-й или 3-й (оберверк - Oberwerk); тихий - 3-й или 4-й (позитив, швелльверк - Positiv, Schwellwerk). Во франц. органах самый тихий М. - средний (позитив - positiv), самый мощный - нижний (Грандорг - grand orgue), самый выразительный - верхний (ресъ - Recit). Все М. вместе или 2-3 М. могут быть соединены при помощи особого механизма - копуляций (включается посредством кнопки или рукоятки). При этом органист, играя на одном М., заставляет звучать трубы регистров присоединённых М. На клавесине также возможно копулирование (соединение) М.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь