на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАРКЕВИЧ (Markevich) Игорь (Борисович) (р. 27 VII 1912, Киев) - французский дирижёр, пианист и композитор. По национальности русский. Внук укр. историка, этнографа Н. А. Маркевича. В 1913 вместе с родителями из-за болезни отца уехал в Швейцарию. Учился в Париже у А. Корто, Н. Буланже, В. Риети, затем у Г. Шерхена. В 1928 написал первое крупное произв. - симфониетту. В последующие годы активно занимался композиторским творчеством. В сер. 30-х гг. жил во Флоренции. Во время 2-й мировой войны 1939-1945 участвовал в Движении Сопротивления (награждён золотой медалью «Партизан Сев. Италии»). После войны занимается дирижёрской деятельностью, гастролирует во мн. странах Европы и Америки. В 1949-56 преподавал на летних курсах дирижёрского мастерства в Зальцбурге. С 1957 руководил парижским оркестром, осн. Ш. Ламурё, Монреальским симф. оркестром (Канада). Гастролировал в СССР (впервые в 1960); в 1963 провёл в Москве семинар по дирижированию. М. сумел добиться от оркестра того, что самые сложные произв. становились простыми и ясными для исполнителей и для слушателей (например, блистательное исполнение «Весны священной» Стравинского). Не навязывая свою волю, а как бы дружески подводя оркестр к желательному для него характеру исполнения, М. создаёт в коллективе атмосферу артистизма, свободного творческого музицирования. Отличная техника М. является результатом тщательно продуманной и введённой им системы дирижёрской «аппликатуры». Эта система включает ряд приёмов показа разл. оттенков, в частности левой рукой. Автор неск. книг.
Соч.: балеты - Ребус (Rebus, 1931), Полёт Икара (L'envol d'Icare, 1933), кантата (сл. Ж. Конто, 1930), оратория Потерянный рай (1935), для орк. - Concerto grosso (1930), концерт для фп. с орк. (1931); конц. обработка «Музыкального приношения» И. С. Баха и др. Лит. соч.: Introduction а la musique, Lausanne, 1940: Made in Italy, Gen., 1946; L'art de diriger l'orchestre а la lumiere de notre temps, P., 1959; Point d'orgue. Entretiens avec Claude Rostand, P., 1959; в рус. пер. - Искусство дирижирования в наше время, «МЖ», 1963, No 1; Дирижёр, оркестр, партитура, там же, No 2.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь