на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАРТЕН (Martin) Франк (р. 15 IX 1890, Женева - 21 XI 1974, Нарден, Нидерланды) - швейцарский композитор, педагог, муз. деятель. Учился в Женеве у Й. Лаубера (композиция). В 1918-26 жил в Цюрихе, Риме и Париже. В 1928-38 преподавал в Ин-те Жака-Далькроза, в 1933-39 - в Совр. муз. техникуме и в консерватории (1939-46) в Женеве. С 1946 жил в Амстердаме. В 1950-57 профессор композиции консерватории в Кёльне. С 1931 состоял в правлении Швейц. муз. общества, в 1942-46 президент, затем почётный чл. Дебютировал в 1911 («Три языческие поэмы», сл. Леконта де Лиля - «Trois poemes paiens», для голоса с орк.). М. принадлежит к крупнейшим швейц. композиторам. Круг увлечений М. весьма широк - от И. С. Баха до А. Шёнберга. Заметно также влияние современной ему франц. музыки (Г. Форе, М. Равель). Изучение ритмов, полиритмич. сочетаний музыки разных народов (в т.ч. восточных) сказалось в «Трио на мелодии ирландских народных песен» («Trio sur des chants populaires irlandaises», с фп., 1925), орк. пьесе «Ритмы» (1925). В соч. 1930-х гг., обнаруживающих уже индивидуальность стиля, додекафонный полифонич. склад (использует технич. приёмы Шёнберга) сочетается с гомофонией нефункциональных последо- вательностей трезвучий. В 1940-е гг. М. создаёт наиболее зрелые соч., в т.ч. оратории «Волшебный напиток» (по «Тристану и Изольде» Ж. Бедье) и «Голгофа» (под впечатлением гравюр Рембрандта; состоит из 7 картин, соединённых между собой интермедиями - размышлениями св. Августина). Синтезировав в своём творчестве разл. стилистич. элементы, М. создал ряд соч. в традициях академизма, в то же время его музыка проникнута высоким гуманистич. чувством. М. - автор статей (гл. обр. о совр. музыке) в швейц. и австр. музыкальной периодической печати.
Соч.: оперы - Буря (Der Sturm, 1956, Вена), Господин де Пурсоньяк (по Мольеру, 1963, Женева); балеты - Голубой цветок (Die blaue Blume, 1936), Золушка (1941, Базель), Танец смерти в Базеле 1943 года (Bin Totentanz zu Basel im Jahre 1943, 1950); для хора и орк. - Дифирамбы (1918), На земле мир (In terra pax, 1944), Волшебный напиток (Le vin herbй, 1941), Голгофа (1948), Псалмы (с органом, 1958), Таинство Рождества (Le mystere de la Nativitй, 1959), Пилат (1964) и др. духовные соч.; для орк. - Симфония для бурлескного орк. (Symphonie pour orchestre burlesque, 1914), 1-я симфония (1937), Маленькая конц. симфония (Petite Symphonie concertante, для клавесина, арфы, фп. и 2 струн. орк., 1945), увертюра памяти Моцарта (Ouverture en hommage а Mozart, 1956) и увертюра-рондо (1958), Павана в духе времени (Pavane couleur de temps, 1919), Эскизы (1921), Ритмы (Rythmes, 1926), Гитара (1933); для инструмента с орк. - концерты: 2 для фп. (1934, 1969), скр. (1951), влч. (1966), для 7 дух., струнных и ударных инструментов (1949), для клавесина (с камерным орк., 1952), Памятник Эразму (Erasmi monumentum, с органом, 1969), баллады для фп. и для разл. дух. инстр. с большим и малым орк.; камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1925), струн. трио (1936), 2 струн. квартета (1936, 1967), фп. квинтет (1920), сонаты для скр. и фп. (1915, 1931), церковная соната (Sonata da chiesa, для виоль-д'амур или флейты и органа, 1938); 3 танца для гобоя, арфы и струнных (1970), 4 сонета Кассандре (4 sonnetes а Cassandre, для голоса, флейты, скр., влч., 1922); 3 поэмы Вийона (для 3 муж. голосов и 3 электрогитар, 1971); 8 прелюдий для фп. (1948); хоры a cappella и с фп., в т.ч. детский; вок. циклы, музыка к спектаклям драм. театра. Лит. соч.: Notwendigkeit einer Gegenwartskunst; Gedanken zum «Vin herbй», Amriswil, 1957.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь