на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАРТИН-И-СОЛЕР (Martin y Soler) Висенте (Атанасио Мартин Игнасио Висенте Тадео Франсиско Пелегрин; итальянизированно - Мартини Винченцо; русифицированно - Винцент; прозвища: lo Spagnuolо - Испанец, il Valenziano - Валенсианец) [2 V 1754, Валенсия - 30 I (11 II) 1806, Петербург; даты рожд. и смерти на могильном памятнике: 18 I 1756 - 23 II или 3 III 1806] - испанский композитор. Работал в Испании, Италии, Австрии, Великобритании, России. Сын певца. Пел в церк. хоре в Валенсии, служил органистом в Аликанте, затем капельмейстером у князя астурийского. Муз. образование завершил, возможно, в Болонье у Падре Мартини. Как оперный композитор выдвинулся в Италии (1779-1785); писал преим. в жанре оперы-сериа для разл. итал. театров. Европ. слава М.-и-С. возросла в период работы в Вене, где шли его оперы на тексты Л. Да Понте. Мелодичные, изящные, жизнерадостные по характеру, они конкурировали с произв. ведущих мастеров итал. оперы-буфф и шедеврами Моцарта (мелодию из «Редкой вещи» М.-и-С. Моцарт цитировал в застольной музыке «Дон Жуана»), хотя значительно уступали им. С 1788 жил в Петербурге. В 1790-94 М.-и-С. состоял придв. композитором, капельмейстером придв. театров и преподавателем музыки в театр. уч-ще. Писал оперы по заказу Екатерины II и на её тексты. После пребывания в Лондоне (1795-96), где в 1795 были пост. 2 его новые оперы на либр. Да Понте («Школа жён» - «La scola de maritati»; «Остров радости» - «L'isola del piacere»), вернулся в Петербург, преподавал в Смольном институте и театр. уч-ще (у него училась Е. С. Сандунова). В 1800-01 был инспектором придв. итал. оперы, позднее давал уроки пения. Длительной популярностью во мн. странах пользовалась «Редкая вещь» (в Россия шла в новой ред. с рус. текстом И. А. Дмитревского, 1789); в венской премьере этой оперы (1786) впервые на сцене исполнялся вальс. Стиль итал. оперы сохранён и в петерб. операх М.-и-С; в то же время в них умело использованы мелодич. обороты рус. песен.
Соч.: оперы (не менее 20; даты пост.), в т.ч. 11 для театров Италии - Ифигения в Авлиде (1779), Гипермнестра (1780), Партенопа (1782; все пост. в Неаполе) и др., для Вены - Благодетельный ворчун (Il burbero di buon сиоrе, по К. Гольдони, 1786), Редкая вещь, или Красота и добродетель [Una cosa rara, ossia Bellezza ed onestа, по рассказу Л. Велеса де Гевары «Горная луна» («La luna della sierra», 1786), Древо Дианы (L'arbore di Diana, 1787), для Петербурга - Горе-богатырь Косомотович (1789), Федул с детьми (совм. с В. А. Пашкевичем, 1791), Песнелюбие (Меломания, 1790), Деревенский праздник (1798); балеты (5) - Покинутая Дидона (1792), Амур и Психея (1796), Танкред (1799) и др.; для хора - кантата Сновидение (Il sogno, 1787), месса; вок. ансамбли, канцоны.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь