на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАТТЕЙ (Matthay) Тобайес Август (19 II 1858, Клапем, близ Лондона - 15 XII 1945, Хай-Марли, близ г. Хейзлмир) - англ. пианист, теоретик фп. игры, педагог и композитор. В 1871-76 учился в Лондоне в Корол. академии музыки у У. Доррелла и У. Макфаррена (фп.), У. С. Беннетта, А. Салливена и Э. Праута (композиция). С 1876 преподавал там же фп. игру (в 1880-1925 профессор). Среди учеников - А. Бакс, М. Хесс. Как пианист дебютировал в 1876 в Лондоне, концертировал только в Англии. В 1900 организовал собств. фп. школу (в 1927 реорганизована и расширена); в 1920-е гг. в США была создана Амер. летняя школа Маттея. Наибольшую известность приобрёл как теоретик пианизма, методист («система Маттея» принята гл. обр. в Англии и США). Автор ок. 20 работ, в т.ч. по вопросам муз. психологии, взаимосвязи интеллектуального и эмоционального начал, внимания, роли автоматичности и др. в процессе муз. исполнения.
Соч.: 2 концерта для фп. с орк., фп. пьесы. Лит. соч.: The act of touch…, L. - N. Y., 1903; First principles…, L., 1905; Musical interpretation, L., 1913; On memorizing and playing from memory, L., [1926]; An introduction to psychology for music teachers, L., 1939, 1947, I960; The visible and invisible in pianoforte technique, L., 1932, 1960; Piano fallacies of today, L., 1939.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь