на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАЦЦОККИ, Мадзокки (Mazzocchi) - семья итальянский композиторов. Доменико М. (8 X1 1592, Чивита-Кастеллана - 20 I 1655, Рим). Учился в церк. семинарии, в 1605 посвящён в духовное звание, в 1619 - в сан священника. С 1614 начал в Риме лит. деятельность. Получил степень доктора философии и права. В Риме же изучал музыку (возможно под рук. Дж. Б. Нанино). С 1620 находился на службе у кардинала И. Альдобрандини. Автор оперы «Цепь Адониса» (по поэме «Адонис» Дж. Б. Мартино, 1626, Рим), отличающейся симметрией муз. композиции. М. вводит новые муз. формы: арии, речитатив-секко, инстр. ритурнели. На первом представлении оперы жен. партии исполняли сопранисты, что способствовало утверждению певцов-кастратов в практике рим. театров. М. принадлежат сб. 5-голосных мадригалов («Partitura de madrigali а 5 voci….», 1638), а также «Диалоги и сонеты» («Dialoghi е sonetti», 1638), «Музыка священная и моральная» («Musiche sacre e morali a 1-3 voci», 1640), которые включают арии, речитативы и хоры (в т.ч. на стихи из поэм Вергилия и Т. Тассо) и др. Доменико М. - выдающийся представитель т.н. римской оперной школы. Вирджилио М. (22 VII 1597, Чивита-Кастеллана -3 X 1646, там же). Брат Доменико М. Музыке учился под его руководством. В 1628 капельмейстер церкви Джезу в «Колледжо романо», с 1629 до конца жизни возглавлял капеллу Джулия в Ватикане (в соборе св. Петра). В 1632-44 был также капельмейстером «Колледжо инглезе». Находясь на службе у Ф. Барберини, Вирджилио М. писал музыку к спектаклям, ставившимся в придв. театре кардинала. Приобрела известность опера «Сокол, или Кто страждет, тот надеется» (текст Дж. Роспильози, 1637, спектакль возобновлён в 1639 с муз. добавлениями M. Мараццоли), др. муз.-театр. произведения: «Сан-Бонифачо» (1638), «Защищенная невинность» (1641), «Сан-Эустакио» (1643) и др. Один из видных представителей т.н. римской оперной школы, Вирджилио М. способствовал появлению первых образцов комической оперы. Для его сочинений характерны живость ансамблевых и хоровых массовых сцен, отмеченных гармоническим и ритмическим разнообразием, тщательная отделка арий и дуэтов, Писал также церк. музыку. Был педагогом в созданной им в Ватикане школе пения и композиции. Среди учеников - певец-кастрат, композитор и теоретик музыки Дж. А. Бонтемпи.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь