на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ (от греч. melos - песнь, мелодия и лат. declamation - декламация) - соединение выразительного произнесения текста (гл. обр. стихотворного) и музыки, а также произведения, основанные на подобном соединении. М. находила применение уже в антич. драме, а также в «школьной драме» ср.-век. Европы. В 18 в. появились сценич. произв., полностью основанные на М. и наз. мелодрамами. В последующее время М. нередко использовалась в оперных произведениях (сцена В тюрьме из «Фиделио», сцена В Волчьем ущелье из «Вольного стрелка»), а также в драматич. пьесах (музыка Л. Бетховена к «Эгмонту» Гёте). С кон. 18 в. под влиянием мелодрам сложился и жанр самостоятельной М. концертного плана (по-немецки наз. Melodram, в отличие от сценич. М., называемой Melodrama), как правило, для чтения (декламации) в сопровождении фп., реже в сопровождении оркестра. Для таких М. избирались обычно тексты балладного характера. Самые ранние образцы подобных М. принадлежат И. Р. Цумштегу («Весеннее торжество», для чтеца с орк., 1777, «Тамира», 1788). Позднее М. создавали Ф. Шуберт («Прощание с Землёй» - «Abschied von der Erde», 1825), Р. Шуман (2 баллады, соч. 122, 1852), Ф. Лист («Ленора», 1858, «Печальный монах» - «Der traurige Mönch», 1860, «Слепой певец» - «Der blinde Sänger», 1875), Р. Штраус («Енох Арден», op. 38, 1897), M. Шиллингс («Песнь ведьм» - «Hexenlied», op. 15, 1904) и др. В России М. как концертно-эстрадный жанр пользовалась популярностью с 70-х гг. 19 в.; в числе авторов рус. М. - Г. А. Лишин, Е. Б. Вильбушевич. Позднее ряд М. для чтеца с оркестром написали А. С. Аренский (стихотворения в прозе И. С. Тургенева, 1903), А. А. Спондиаров (монолог Сони из пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова, 1910). В сов. время М. была использована в коллективной оратории «Путь Октября» (1927), в сказке для чтеца и симф. оркестра «Петя и Волк» Прокофьева (1936). В 19 в. возник особый род М., в котором с помощью нотных знаков точно фиксируется ритм декламации («Прециоза» Вебера, 1821, музыка Мийо к «Орестейе», 1916). Дальнейшим развитием этого рода М., сблизившим её с речитативом, явилась т.н. связанная мелодрама (нем. gebundene Melodram), в которой с помощью особых знаков ( вместо, вместо и т.п.) фиксируется не только ритм, но и высота звуков голоса («Дети короля» - «Die Кцnigskinder» Хумпердинка, 1-я ред. 1897). У Шёнберга «связанная мелодрама» принимает форму т.н. речевого пения, нем. Sprechgesang («Лунный Пьеро» - «Pierrot Lunaire», 1912). Позднее появилась и промежуточная разновидность М., в которой точно обозначается ритм, а высота звуков указывается приблизительно («Ода Наполеону» Шёнберга, 1942). Разл. виды М. в 20 в. использовали также Вл. Фогель, П. Булез, Л. Ноно и др.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь