на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕЛОС (греч. melos) - термин, применявшийся в Др. Греции со времён Гомера для обозначения напева, мелодии, а также предназначенного для пения лирич. стихотворения, в отличие от эпоса, элегии и эпиграммы. В муз. теории Др. Греции под М. понималось самостоят. мелодич. начало музыки, которому противопоставлялось начало ритмическое; к области М. относили учение о гармонике и мелопее. В последующее время термин применялся редко. Несколько чаще он стал привлекаться в музыковедч. литературе со времён Р. Вагнера, использовавшего его в некоторых своих работах (напр., раздел «Новый бетховенский мелос» в труде «О дирижировании» - «Ьber das Dirigieren»). Ряд понятий, включающих термин «М.», выдвинул немецкий музыковед В. Данкерт. Термин был особенно популярен в кон. 10 - нач. 20-х гг. 20 в. (его применял в своих трудах Б. В. Асафьев, в 1917-18 было выпущено 2 сборника музыковедч. работ под ред. Асафьева и П. П. Сувчинского, озаглавленных «Мелос»; в Германии с 1920 выходит журнал «Melos»).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь