на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕЛЬГУНОВ Николай Александрович [весна 1804, Ливенский уезд, пыне Ливенский р-н Орловской обл. - 4(16) II 1867, Москва] - рус. писатель, муз. критик и композитор. Учился в Благородном пансионе Педагогич. института в Петербурге. С 1823 жил в Москве. Служил в Архиве коллегии иностр. дел (1824-34), входил в философский кружок «Общество любомудрия». Дом М. был одним из центров художеств. жизни Москвы (гл. место занимало музицирование, М. был хорошим пианистом). Один из инициаторов и организаторов концертов «Музыкального благородного собрания», М. в 1834 начал систематически выступать как муз. критик. Формированию его передовых муз. воззрений способствовала многолетняя дружба с М. И. Глинкой. В 1840-60 подолгу жил за границей, был связан с А. И. Герценом, с деятелями зап.-европ. литературы и искусства. Участвовал в устройстве концертов из произв. Глинки в Париже (1845), сообщил Г. Берлиозу сведения для его статьи о Глинке (помещена в «Journal des debats», 1845, 10 avril). M. занимался композицией (в 1832 были изд. его романсы и песни на сл. А. С. Пушкина, A. А. Дельвига и А. С. Хомякова). Муз.-критич. наследие М. невелико, но составляет важное звено в истории рус. муз. критики. Его статьи, изобилующие тонкими и проницат. суждениями, отмечены проф. подходом к муз. явлениям. Вслед за В. Ф. Одоевским М. выступил поборником нац. направления в рус. музыке, отстаивал самостоятельность русский композиторской школы. Его статью о Глинке (написана в 1836, ещё до пост. «Ивана Сусанина», но напечатана посмертно) одобрил B. В. Стасов. Однако в некоторых вопросах, занимая среднюю позицию между славянофилами и западниками, М. стремился к компромиссу между зап.-европ. и рус. музыкой. Понимая важность овладения муз. профессионализмом, М. поддерживал учреждение рус. консерватории. Особое внимание уделял он творчеству Л. Бетховена, Г. Берлиоза, некоторые его критич. оценки музыки Р. Вагнера были позднее развиты П. И. Чайковским и Н. А. Римским-Корсаковым. М. - автор повестей (под псевд. Н. Ливенский), путевых очерков, литературоведч. статей и др.
Соч.: «Пан Твардовский…» А. Н. Верстовского, «Московский вестник», 1828, драм. прибавление No l (совм. с С. П. Шевыревым, С. Т. Аксаковым); О музыкальных вечерах г. Гебеля, «Молва», 1834, ч. 8, No 49; Музыкальная летопись, «Московский наблюдатель», 1835, ч. 1, кн. 1; Русские музыкальные новости из-за границы, «Москвитянин», 1844, ч. 5, No 10 (под псевд. Н. Л-ский); Берлиоз и его музыкальные произведения, «Московские ведомости», 1847, 3 апр. (под псевд. Л.); Из каких средств учредить русскую консерваторию музыки?, «Наше время», 1861, No 2; Концерты гг. Рубинштейна и Вагнера, там же, 1863, No 64, 72; Глинка и его музыкальные сочинения, [гл. 5], в ст.: Струговщиков А. Н., Михаил Иванович Глинка. Воспоминания, «Русская старина», 1874, кн. 4 (перепечатано в кн.: Ливанова Т., Протопопов В., Глинка, т. 2, М., 1955, с. 202-09).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь