на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕРСЕНН (Mersenne) Марен (псевд. - де Сермес; Sieur de Sermes) (8 IX 1588, Уазе, Мен - l IX 1648, Париж) - франц. муз. теоретик, философ, физик, математик. Учился в коллегии иезуитов в г. Ла-Флеш (Анжу) и в Сорбонне (Париж). Был монахом-миноритом. С 1619 работал в Париже, где с 1623 издавал науч. труды, мн. из которых частично или полностью поcв. музыке. Широкий круг интересов и глубина знаний привлекали к М. крупнейших учёных разных стран. Он состоял в переписке с Г. Галилеем (перевёл его «Механику»), X. Гюйгенсом, Б. Паскалем, Э. Торричелли, П. Ферма и др. Со мн. учёными-гуманистами М. встречался в Италии, куда выезжал в 1640, 1641 и 1645. В кон. 1640-х гг. в доме М. собиралась группа франц. учёных, к-рая создала основу Парижской академии (организована в 1666). В трактате «Общие вопросы генезиса с точным объяснением текста» дал анализ древней греческой и еврейской музыки. В трактате «Истина наук против скептиков или пирроников» рассматривал музыку как отрасль математики. В «Трактате о всеобщей гармонии…» (1627; впервые под псевд. де Сермес) изложил систему своих взглядов на этич. назначенце музыки. В труде М. о музыке «Книги гармонии» даны анализ природы звука, описание муз. инструментов, изложено учение о консонансе и диссонансе, муз. родах и ладах, о воздействии музыки на человека. Его гл. соч. «Всеобщая гармония» (или «Мировая гармония») - свод знаний о композиции, голосе, пении, о музыке 16 в. Гармонию М. находит во всём, что образует порядок, связь, пропорциональность. Музыка для М. - лишь одна из сфер проявления всеобщей, мировой гармонии; её цель - возвышение человеч. души; зло мира, в частности, состоит в том, что музыка стала использоваться лишь для чувственного наслаждения. Красота музыки (благозвучность - следствие «правильного сочетания консонансов»), по концепции М., есть отражение красоты Вселенной. Учение о композиции М. свидетельствует о знании 4-гол. сложения. В понимании баса как основы гармонии М. предвосхитил Ж. Ф. Рамо. Ладовая система у М. традиционна, однако в трактовке 12 церк. ладов намечались признаки мажоро-минорного мышления. Ряд выдающихся открытий был сделан М. в области акустики: он первым определил скорость распространения звука, установил связь между высотой звука и частотой колебаний звучащего тела; открыл явление обертонов в составе муз. звука («Всеобщая гармония», 4-я кн., об инструментах, IX). М. принадлежит идея 12-звуковой равномерной темперации. Трактуя мн. муз. проблемы с метафизич. позиций, М., однако, исследовал физич. свойства звука, опираясь на естеств.-науч. основу, что придало науч. характер осн. разделам его теории музыки, имевшей тогда прогрессивное значение. Все труды М. изд. в Париже.
Соч.: Quaestiones celeberrimae in genesim… (1623); L'analyse de la vie spirituelle et l'usage de la raison (1623); La veritй des sciences contre les sceptiques ou pyrrhoniens (1625); Traitй de l'harmonie universelle (1627); Harmonicorum libri XII (1635-36, 1648, 1652); Harmonie universelle (1636-37); Cogitata physico-mathe-matica… (1644); Correspondance, P., 1959 (под ред. К. де Варда).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь