на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕССИАН (Messiaen) Оливье Эжен Проспер Шарль (р. 10 XII 1908, Авиньон) - французский композитор, органист, педагог. Сын поэтессы Сесиль Соваж. В 1930 окончил Парижскую консерваторию, где занимался у П. Дюка (композиция), М. Эммануэля (история музыки), М. Дюпре (орган). С нач. 30-х гг. органист собора Ла-Трините в Париже. С 1936 преподавал гармонию в «Схола канторум» и «Эколь нормаль». В 1936 вместе с композиторами А. Жоливе, Даниель-Лесюром, И. Бодрие создал творч.объединение «Молодая Франция». В годы 2-й мировой войны был мобилизован, в 1940-41 находился в лагере для военнопленных (здесь был создан и исполнен «Квартет на конец времени»). С 1942 профессор Парижской консерватории (классы гармонии, муз. анализа, муз. эстетики, муз. психологии). Среди его учеников - П. Булез, К. Штокхаузен, И. Лорио, Я. Ксенакис. С кон. 40-х гг. проводит семинары, читает лекции в др. странах (творч. принципы М. восприняли некоторые японские и латиноамер. музыканты). М. - одна из противоречивых фигур во франц. музыке. На творчество композитора большое влияние оказала эстетика символизма с его религ. экзальтацией, культом Христа. Творчество М. пронизано теолого-мистич. идеями, мн. его соч. связаны с религ. тематикой (часто использует сюжеты Священного писания). Однако некоторые из них лишены церк. мистицизма, они превращаются в своеобразные оды Вселенной, гимны природе. Идейно-этич. направленность творчества М., его духовные искания нашли отражение в таких произв., как органная сюита «Рождество господне» (1935), фп. цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» (1944), орк.-хор. соч. «Три маленькие литургии божественного присутствия» (1944), оратория «Преображение господа нашего» (1969) и др. М., проповедуя вдохновение, «божественное происхождение» музыки, в своих соч. прибегает к умозрит. расчётам. Абстрактно-теоретич. схемы нередко поглощают живую мелодию. М. использует сложные ладовые структуры и ритмич. системы. Свои творч. искания он обосновывает теоретически. Раскрытию новейших технич. приёмов поcв. трактат «Техника моего музыкального языка» (1942, изд. 1944). М. сформулировал теорию семи т.н. ладов ограниченной транспозиции (modes а transpositions limitees). Он вводит также новое понятие - полимодальность (от mode - лад), т.е. одновременное использование разл. ладов. Основой музыки М., её аккордово-сонорных конструкций, а также мелодии является один или неск. параллельно наложенных или последовательно проведённых «ладов ограниченной транспозиции». Мн. мелодии в его соч. складываются из движений цепочек аккордов, имеющих характерную ладовую окраску. В произв. М. часты реминисценции григорианского хорала, он использует также ладовые системы араб., инд., япон., полинезийской музыки. Огромное значение придаёт М. ритмич. организации звукового материала, в драматургии метро-ритма он видит основу формообразования. М. изучал ритмы старинной инд. музыки, создав собственный ритмич. «словарь» на базе формул «Дечиталас» («Deci-talas»), систематизированных инд. муз. исследователем 13 в. Чарнгадева. М. ратует за аметрическую музыку, т.е. музыку со свободной (не скованной регулярностью тактового акцента) метрикой. Он применяет также симультанный принцип, т.е. одновременное использование ряда неоднородных ритмич. формул, при этом возникают разл. виды полиритмии и полиметрии. Композитор редко обращается к классич. формам (в частности, сонатному allegro), разработке он предпочитает варьирование. У М. преобладают монумент.-статичные формы (пристрастие к многочастным циклам), в наибольшей мере соответствующие идейно-образному содержанию его музыки (тяга к идеальному, надземному, неподвижно- парящему). Иск-во М., связанное гл. обр. с религ. тематикой, лишено жанровости, драм. лиризма, действенной героики и т.п. Исключение - пьесы виртуозно-колористич. характера, построенные на материале пения птиц разл. стран. М. более 40 лет записывал голоса птиц. Создал систему трансформации на муз. инструменты с темперированным строем птичьих посвистов, призывов, клёкотов, юбиляций: «Каталог птиц» (7 тетрадей, 1956-59), «Экзотические птицы» (1956) и др. Эти произв. развивают традиции франц. музыки, идущие от Л. К. Дакена («Кукушка»), Ж. Ф. Рамо («Курица»), Ф. Куперена («Соловей»), М. Равеля («Печальные птицы»). Однако и эти соч. не лишены мистицизма (птицы для М. - «служители внематериального»), звукоподражание окрашивается в религ. тона. М. ведёт также конц. деятельность (как органист и пианист), будучи ярчайшим интерпретатором собств. сочинений. Блестящий органист-импровизатор, он внёс много нового в область церк. музыки (его импровизации выходят за рамки культовой службы). М. часто играет в дуэте с Ивонной Лорио - лучшей и постоянной исполнительницей его фп. произв. М.-критику принадлежат статьи по различным вопросам вплоть до проблем современной поэзии. Он является также автором текстов многих своих вокальных циклов.
Соч.: для хора - Три маленькие литургии божественного присутствия (Trois petites liturgies de la presence divine, для жен. унисонного хора, фп. соло, волн Мартено, струн. oрк., и ударных, 1944), Пять решан (Cinq rechants, 1949), Месса Троицына дня (La Messe de la Pentecote, 1950), оратория Преображение господа нашего (La transfiguration du Notre Seigneur, для хора, орк. и солирующих инструментов, 1969); для орк. - Забытые приношения (Les offrandes oubliees, 1930), Гимн (1932), Вознесение (L'Ascension, 4 симф. пьесы, 1934), Хронохромия (1960); для инструментов с орк. - Турангалила-симфония (фп., волны Мартено, 1948), Пробуждение птиц (La reveil des oiseaux, фп., 1953), Экзотические птицы (Les oiseaux exotiques, фп., ударные и камерный орк., 1956), Семь Хайку (Sept Haп-kaп, фп., 1963); для дух. орк. и ударных - Чаю воскресение мертвых (Et expecto resurrectionem mortuorum, 1965, по заказу франц. правительства к 20-летию окончания 2-й мировой войны); камерно-инстр. ансамбли - Тема с вариациями (для скр. и фп., 1932), Квартет на конец времени (Quatuor pour la fin du temps, для скр., кларнета, влч., фп., 1941), Чёрный дрозд (Le merle noir, для флейты и фп., 1950); для фп. - цикл Двадцать взглядов на младенца Иисуса (Vingt regards sur l'enfant Jesus, 19444), ритмических этюда (Quatre йtudes de rythme, 1949-50), Каталог птиц (Catalogue d'oiseaux, 7 тетрадей, 1956-59); для 2 фп. - Видения Аминя (Visions de l'Amen, 1943); для органа - Небесное причастие (Le banquet celeste, 1928), органные сюиты, в т.ч. Рождество господне (La nativitй du Seigneur, 1935), Органный альбом (Livre d'Orgue, 1951); для голоса с фп. - Песни земли и неба (Chants de terre et de ciel, 1938), Харави (1945) и др. Учебники и трактаты: 20 lecons de solfeges modernes, P., 1933; Vingt lecons d'harmonie, P., 1939; Technique de mon langage musical, v. 1-2, P., 1944; Traitй du rythme, v. 1-2, P., 1948. Лит. соч.: Conference du Bruxelles, P., 1960.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь