на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕТРИКА (греч. metrixn, от metron - мера) - учение о метре. В античной муз. теории - раздел, посвященный стихотворным размерам, определявшим последовательность слоговых и, тем самым, муз. длительностей. Такое понимание М. сохраняется и в ср. века, хотя в связи с отделением стиха от музыки уже в эллинистич. эпоху М. чаще включается в грамматику, чем в теорию музыки. В новое время М. как учение о стихотворных размерах (в т.ч. основанных не на длительности, а на числе слогов и ударений и не связанных с музыкой) входит в теорию поэзии. В теорию музыки термин «М.» вновь введён М. Гауптманом (1853) в качестве названия учения об акцентных соотношениях, образующих специфически-муз. метр - такт. X. Риман и его последователи включили в М. (не без влияния стихотворной М.) более крупные построения до периода включительно, в которых они признавали те же соотношения лёгких и тяжёлых моментов, что и в такте. Это привело к смешению метрич. явлений с фразировочными и синтаксическими вплоть до подмены тактовых границ мотивными. Такое расширенное понимание М. можно считать вышедшим из употребления; т.о. муз. М. ограничивается учением о такте.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь