на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МИКРОХРОМАТИКА (от греч. mikros - маленький, слабый и xroma - цвет, окраска, оттенок), ультрахроматика, микротоника, микроинтервалика, - звуковая система, использующая интервалы меньше полутона (и производные от них). Интервалы эже полутона наз. микроинтервалами. Звуки, входящие в М., иногда наз. микротонами (отсюда одно из возможных обозначений М.). К микроинтервалике относятся расстояния (в тонах) 1/3 (третон), 1/4 (четвертитон), 1/6 (шестинотон), 1/12 (двенадцатинотон); коммы (интервалы меньше 1/8 тона) - пифагорова (ок. 1/8, разница между с и his в пифагорейском строе), дидимова или синтоническая (ок. 1/10, разница между пифагорейской и натуральной б. терцией); хрома (1/12 тона); составные интервалы М. (в тонах) 2/3 (дветрететон), 3/4 (тричетвертитон), 5/4 (сверхчетвертитон), 4/3 (сверхтретитон) и др. Нотация М. (с наиболее употребительными микроинтервалами): Двенадцатитоновая нотация А. Хабы. Природа М. - мелодическая. Отсутствие многоголосия и специфика строя вок. музыки ряда нац. муз. культур создают естеств. предпосылки для применения М. и закрепления её как особого выразит. средства лада. Во мн. древних и восточных муз. культурах М. широко применялась (и применяется до сих пор) наряду с тремя др. родами лада (пентатоникой, диатоникой, хроматикой). М. была свойственна музыке Др. Греции, распространена в музыке Индии, Ирана, стран Средиземноморья (напр., араб. культуры). В греч. музыке М. носила назв. «энармоника» (enarmonion melos, enarmonion genos, armonia). Микроинтервалы применялись также в некоторых разновидностях хроматич. рода (xroma). Аристоксен (у Боэция, De institutione musica, V, 16) указывает следующие микроинтервалы в составе тетрахорда (сверху вниз, в тонах): В древней и восточной хроматике и М. число ступеней в октаве могло оставаться равным семи. Вместе с тем оба эти рода чужды альтерации. Мелодии энармонич. рода (М.) впоследствии греки считали «изнеженными». У индусов семиступенная в своей основе октава делится и на 22 шрути (микроинтервала), которые придают мелодии особую томно-чувственную прелесть, изысканность (система шрути отчасти аналогична греч. энармонике): М. (составные микроинтервалы) характерна для араб. музыки. Термин «енхармоника» принят в теории болгарской нар. музыки. Зап.-европ. музыке М. не свойственна (остатки её отмечались в ср.-век. григорианских мелодиях). Возобновление интереса к М. наблюдается во 2-й пол. 16 в. (идеи Н. Вичентино, сконструировавшего инструмент «аркичембало» с 31 звуком в октаве). Возрождение М. в зап.-европ. музыке 20 в. связано с влиянием Востока и ослаблением многовековой европ. традиции. В числе первых «микрохроматиков» - немецкий композиторы Р. Штайн, В. Мёллендорф, Г. Магер, рус. комп. И. А. Вышнеградский (10-е гг., ныне живёт в Париже), итальянец С. Бальони, чех А. Хаба, американец Ч. Айвc. Ф. Бузони упоминает возможности М. в «Эскизе новой эстетики музыкального искусства» (1907). Наиболее полно М. использовал А. Хаба (четвертитоновый 14-й квартет, пятитоновый 16-й квартет и др. соч.). В России М. занимался В. Ф. Одоевский (пытавшийся сконструировать «энгармонический клавесин»), в СССР - A. М. Авраамов, Г. М. Римский-Корсаков (1925). 53-ступенный инструмент был построен под руководством А. С. Оголевца. Новые импульсы M. получила во 2-й пол. 20 в. Возможности М. широко (хотя и несистематично) используются мн. композиторами, в основном как особого рода ладо-интонационное средство. М. может способствовать утончению интонационной выразительности, обогащению гармонич. палитры. М. встречается у К. Пендерецкого, В. Лютославского, Э. В. Денисова, A. Г. Шнитке, С. М. Слонимского, С. А. Губайдулиной, B. Казанджиева, у мн. др. совр. композиторов. Индийская мелодия. Э. В. Денисов. «Романтическая музыка», такты 60, 71-72 (партия гобоя). М. широко применяется в электронной музыке. Построенный сов. инженером Е. В. Мурзиным электронный инструмент АНС имеет 72-ступенную шкалу в пределах октавы (каждый полутон разделён на 6 хром). Принципиальное отличие совр. М. от древних её форм - увеличение числа ступеней в октаве (до 24, в четверти-тонике - и более; напр., четвертитоновый кластер - созвучие, тоны которого расположены по секундам, - в «Концерте-буфф» Слонимского).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь