на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МИНКУС (Minkus) Людвиг Фёдорович (наст. имя - Алоизий Людвиг) (23 III 1826, Вена - по уточн. данным, 7.12.1917, там же) - скрипач и композитор. По национальности чех (по др. сведениям - поляк). Муз. образование получил в Вене. Как композитор дебютировал в Париже в 1864 балетом «Пахита» (совм. с Э. Дельдевезом, балетм. Ж. Мазилье). Творч. деятельность М. проходила гл. обр. в России. В 1853-55 капельмейстер крепостного оркестра князя Н. Б. Юсупова в Петербурге, в 1861-72 солист оркестра Большого театра в Москве. В 1866-72 преподавал в Моск. консерватории. В 1872-85 композитор балетной музыки при Дирекции имп. театров в Петербурге. В 1869 в Москве в Большом театре состоялась премьера балета М. «Дон Кихот», автором сценария и балетмейстером которого был М. И. Петипа (для показа в Петербурге в 1871 дополнительно написан 5-й акт). «Дон Кихот» остаётся в репертуаре совр. балетного театра. В последующие годы творческое содружество М. и Петипа продолжалось (он написал для Петипа 16 балетов). Мелодичная, доходчивая, ритмически чёткая балетная музыка М. имеет, однако, не столько самостоят. художественное, сколько прикладное значение. Она служит как бы муз. иллюстрацией внешнего рисунка хореографич. спектакля, не раскрывая, в сущности, его внутр. драматургии. В лучших балетах композитору удаётся выйти за пределы внешней иллюстративности, создать выразит. музыку (напр., в балете «Фиаметта, или Торжество любви»).
Соч.: балеты - Фиаметта, или Торжество любви (1864, Париж, балетм. Ш. Сен-Леон), Баядерка (1877, Петербург), Роксана, краса Черногории (1879, Петербург), Дочь снегов (1879, там же) и др.; для скр. - Двенадцать этюдов (посл. изд. М., 1950).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь