на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МОЗАИКА (франц. mosaique, итал. mosaico, от лат. musivum, букв. - посвящённое музам) - муз.-сценич. произведение, музыка которого представляет аранжировку фрагментов и целых небольших пьес, принадлежащих разл. композиторам. Чаще всего в виде М. создавались оперетты. Такие оперетты в 19 в. и нач. 20 в. пользовались значит. распространением. В дореволюц. России много М. создал В. П. Валентинов; в них он использовал музыку из совр. опер, оперетт, рус. и цыганские песни. Наиболее популярными из его М. были «Ночь любви», «В волнах страстей», «Тайны гарема», «Жрица огня», «Монна Ванна». Родственный М. тип - оперетты, музыка которых представляет аранжировку произв. и фрагментов соч. одного композитора. Наибольшую известность получила оперетта «Дом трёх девушек» («Dreimäderlhaus», 1916), музыку для которой подобрал из произв. Ф. Шуберта и аранжировал венгерский композитор X. Берте; оперетта подверглась справедливой критике за вольное обращение с музыкой Шуберта и неверное освещение его облика как человека и художника. Приближаются к М. муз.-сценич. произведения (не только оперетты, но и оперы), музыка к отд. актам которых написана разл. композиторами. В 19 в. за рубежом подобный метод создания муз.-сценич. произведений был довольно распространённым.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь