на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МОНТАНЬЯНА (Montagnana) Доменико (1690, Венеция - 1750, там же) - итал. мастер смычковых инструментов. Делал скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Особенно славятся его виолончели (увеличенного и обычного размеров). По мн. признакам инструменты М. относятся к школе Амати (в некоторых источниках его называют учеником Джироламо Амати, сына Николо), хотя в них заметно и влияние Страдивари (др. источники указывают, что М. работал в мастерской А. Страдивари). Своды инструментов M. сходны со сводами инструментов К. Бергонци, эфы представляют собой свободную комбинацию очертаний эфов Страдивари и Гварнери дель Джезу; углы, ус, каёмка и др. детали отличаются технич. и художеств. совершенством, завитки крупные, но очень пластичные по форме. Удачен подбор дерева. Лак жёлтый, жёлто-красный и рубиново-красный, очень прозрачный, наложен толстым слоем. В целом инструменты М., крупнейшего представителя венецианской школы, не являются подражанием. Они сделаны по оригинальной модели, не уступающей по красоте творениям великих кремонских мастеров. Их звучание отличается силой, благородством и теплотой тембра. На виолончелях М. играли крупнейшие рус. виолончелисты А. В. Вержбилович и А. А. Брандуков.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь