на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МОНТЕ (Monte) Филипп де [1521, Мехелен (Малин) - 4 VII 1603, Прага] - франко-фламандский композитор. Предположительно, пел в церк. хоре мальчиков в Мехелене. В 1542-51 жил в Неаполе (муз. воспитатель в семье аристократа). В 1554 опубликовал в Риме первые мадригалы (5-голосные). В 1555-67 придв. музыкант в Лондоне (сблизился с У. Бёрдом), в 1568-1603 гл. придв. капельмейстер в Вене и Праге. М. - крупнейший (после О. Лассо) представитель нидерландской школы позднего Возрождения, выдающийся представитель полифонич. вок. стиля a cappella 16 в., мастер многоголосного мадригала. В раннем периоде творчества испытал влияние К. де Pope и конц. стиля венецианской школы. Для мадригалов М. (на стихи Петрарки, Бембо, Саннадзаро и др.) характерно использование изобразит. мелизматики, регистровых и ритмич. контрастов, широкое применение имитационной полифонии, отд. приёмов декламационности. Среди культовых произв. М. особенно популярны были мессы. Мн. из них, т. н. мессы-пародии, осн. на заимствованном тематич. материале мадригалов, мотетов, шансон Pope, Палестрины, Жоскена Депре, О. Лассо и самого М. Издано св. 1070 светских и 144 духовных мадригала М. (1554-98), 319 мотетов (1572-84), 38 месс, 45 шансон на сонеты П. Ронсара (1575) и др. Мн. произв. остались в рукоп. Изд. «Opera Omnia» (тт. 1-33, 1927-39).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь