на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



МОРЛИ (Morley) Томас [1557, Лондон (?) - 1603, Лондон (?)] - английский композитор, органист, нотоиздатель. Ученик У. Бёрда. Окончил Оксфордский университет (1588). С 1589 церковный органист в Лондоне. В 1592-1602 органист и певец в королевской капелле. С 1598 имел лицензию на печатание нотной бумаги и издание сборников песен. Публиковал соч. итал. мастеров (Дж. Анерио, Л. Виаданы, О. Векки, А. Феррабоско, Л. Маренцио), затем собств. произв. М. - один из создателей англ. мадригала, лучший англ. контрапунктист своего времени. Развивая достижения мастеров англ. Возрождения, М. осваивал и др. светские вок. многогол. жанры, в т. ч. канцонетты (сборники 2-6-гол. канцонетт, 1595-1597) в стиле неаполитанских канцон, в которых использовал (в собств. трактовке) фразы из канцонетт Ф. Анерио, и др. светские песни. Ввёл в англ. музыку жанр balletto (по образцу balletto Дж. Гастольди); в песенно-танц. основе его балетов проявляются отличит. черты нац. англ. бытовой музыки. Ему принадлежат инстр. соч. - 2-голосные фантазии (гл. обр. для виолы), музыка к спектаклям драм. театра, а также культовые вок. многогол. произв. - заупокойные службы, псалмы, респонсории, лат. мотеты, энсземы. М. использовал и аккордовый склад; его музыка отличается свежестью мелодий, осн. на нац. фольклоре, искусной инструментовкой (не допускающей обычных для того времени замен или пропусков инструментов), ясным ощущением тональности и ритмич. изобретательностью. При тонкости полифонич. рисунка многие его соч. сохраняют нар. характер, наивность и простоту звучания. М. были изданы канцонетты для трёх (1593), двух (1595), четырёх, пяти и шести (1597) голосов; мадригалы для четырёх (1594) и для пяти голосов (1598), сб. «Триумф Орианы», посв. королеве Елизавете (1601), 5-гол. balletto (1595; переизд. в виде партитуры Об-вом старинной музыки в 1842), вок. 7-голосные «Диалоги» (1595); арии для лютни и басовой виолы (1600). Сб-ки, состоящие из соч. различных композиторов и его собственных произведений, неоднократно перепечатывались в разных странах в 17-19 вв. В числе немногих сохранившихся муз. номеров к пьесам У. Шекспира - песня «Влюблённый и его девушка» (из «Как вам это понравится?»; в сб. «Песни в сопровождении лютни мастеров английской школы» - «The Englisch school of lutenist song writers», ed. by E. H. Fellowes, L., 1932). M. издал также пьесы в сб. «Первая книга уроков консортов различных утончённых авторов для 6 инструментов» («The first book of consort lessons, made by divers exquisite authors for six instruments», 1599, 1611). Ему принадлежит 1-е англ. руководство по композиции - «Простое и доступное введение в практику сочинения музыки» («A plain and easy introduction to practical music», 1597; совр. издание под ред. Дж. Хармана, 1952). Оно написано в форме диалогов, содержит мн. примеров из соч. М. и его современников, даёт представление о муз. жизни и муз.-эстетич. воззрениях представителей елизаветинской эпохи. Изд.: Morley's canzonets for two voices, Baton Rouge, 1954 (ed. by J. E. Uhler, факсимиле нот, со вступит. ст.); Thomas Morley editions of Italian canzonets and madrigals, 1597-98, ed., by C. A. Murphy, Tallahassee, 1964 (нотное изд. со вступит. ст. и библ.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
МО..

МЕШКО

МЕЮЛЬ

МИГАЙ

МИКСТ

МИЛАН

МИНИН

МИНОР

МИНСК

МИРЕК

МИХАЙ

МИХНО

МИЯГИ

МОДУС

МОЗЕР

МОЛАС

МОЛИК

МОМОТ

МОНТЁ

МОНТЕ

МОРОИ

МОТЕТ

МОТИВ

МОТЛЬ

МОФФО

МУГАМ

МУЗЕИ

МУЗЕЙ

МУКАМ

МУРИН

МУРИС

МУРОВ

МУСИН

МУТОН

МУХИН

МУЦИО

МЮЗЕТ

МЮРЕН

МЯСИН

НАБАТ

Музыкальный словарь ver16