на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЮЗИК-ХОЛЛ (англ. music - музыка, hall - зал; музыкальный зал, концертный зал) - вид эстрадного театра. Программы М.-х. состоят из небольших номеров разных жанров, составляющих музыкально-эстрадные концерты или тематически и сюжетно цельные музыкально-эстрадные спектакли (обозрения, ревю). Возник М.-х. в Лондоне; отдалённые истоки его - любительские выступления посетителей одной из окраинных таверн, исполнявших (для развлечения) старинные народные песни. Её владелец Чарлз Мортон (1819-1904), прозванный впоследствии в Англии «отцом мюзик-холла», по-деловому оценил эту инициативу и стал вводить в практику кабачка выступления проф. артистов: сначала гл. обр. певцов, потом акробатов, фокусников и т. д. Само название «Мюзик-холл» утвердилось, однако, позднее, когда тот же Ч. Мортон в 1848 организовал первое предприятие такого рода - Canterbury Hall. Почин имел успех - М.-х. получил распространение в Англии и за рубежом. С 1880-х гг. М.-х. стали исключительно зрелищными предприятиями без прежних «ресторанных» функций. Крупнейшие английские (гл. обр. лондонские) М.-х. (периодически прерывали деятельность или же реорганизовывались в театры других жанров): Холборнский (1860-1941), Оксфордский (по названию улицы, на которой он помещался, 1861-1921), Эмпайр (1884-1927), Альгамбра (1854-1936), Колизей (1904-14), Метрополитен (с 1862). Среди известных артистов М.-х. - Ж. Грей, Г. Клифтон, Л. Коллинз, К. Ланнер, бр. Ганлон-Ли, М. Ллойд, Дж. Роби, сёстры Лимер, Г. Тент, Литл Тич. Развитие М.-х. в других странах шло в основном тем же путём: от баров, салонов, кафе-шантанов, кафе-концертов, театров-кабаре, неизменных песенных программ - Tour de chant - к М.-х. как высшей форме эстрадных театров. В М.-х. разных стран сложились свои индивидуальные жанровые особенности: во Франции и в Италии преобладают вокальные, музыкально-инструментальные и телевизионные формы, в Германии - речевые и эстрадно-цирковые, в США - эстрадно-водевильные, эксцентрические с «гёрлс» (girls) в качестве одного из ведущих компонентов мюзик-холльного представления. Наиболее известные М.-х.: Казино де Пари, Фолибержер, Муленруж, Олимпик - во Франции; Салон Маргерит, Умберто, Эден - в Италии; Водевиль, Бурлеск, Радио-сити - в США; Винтергартен, Фридрихштадт-Палас - в Германии. Среди известных мастеров зарубежных мюзик-холлов: Жозефина Бейкер, Иветт Гильбер, Клео де Мерод, Боби Кларк, Жанна Мистенгет, Эдит Пиаф, Морис Шевалье. В дореволюционной России М.-х. фактически не существовало. Начало поисков в этой области относится к 1927-28, когда были открыты первые М.-х. в Москве (1927, в помещении нынешнего театра Сатиры) и в Ленинграде (1928, в оперном театре Народного дома, позже - в здании нынешнего Ленинградского театра музыкальной комедии). Перед ними стояла задача - создать М.-х., где тематически актуальные сюжетные спектакли воплощались бы с помощью всех разнообразных средств т. н. малых форм искусства. В конце 20-х-30-е гг. были показаны постановки: «Чудеса XXI века, или Последний извозчик Ленинграда», «С неба свалились», «Небесные ласточки», «Условно убитый», «Туда, где льды», «Букет моей бабушки», «Шестая мира», «Артисты варьете», «Как 14-я дивизия в рай шла», «Под куполом цирка» и др. Наибольший успех сопутствовал трём последним спектаклям, в которых зрелищная яркость (художники M. Левин, M. M. Сапегин), выразительность музыки (комп. Дм. Я. Покрасс, Л. М. Пульвер) сочетались с актуальной тематикой, своеобразием сюжета, высоким мастерством исполнителей (Г. И. Афонин, Б. С. Борисов, Ю. С. Глизер, Рина Зелёная, В. А. Лепко, M. M. Миронова, В. Г. Токарская, Н. П. Смирнов-Сокольский, Б. М. Тенин). Начало нового этапа искусства М.-х. связано с открытием московского Мюзик-холла во главе с Л. Б. Мировым и А. П. Конниковым. 1-я постановка этого театра - «Когда загораются звёзды», за ней последовали «Москва - Венера, далее везде…» (1961), «Тик-Так, или Московское время» (1963), «Все цвета радуги» (1965), «Сто один день в Париже» (1966), «Я - песня» (1968), «Красная стрела прибывает в Москву» (1973). В 1966 организован ленинградский Мюзик-холл (рук. И. Я. Рахлин), в котором пост.: «Нет тебя прекрасней» (1967), «Миллион новобрачных» (1971), «От сердца к сердцу» (1975). Возникли М.-х. Киевский, Ташкентский, Тбилисский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь