на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НАРОДНАЯ ПЕСНЯ - муз.-поэтич. произведение, наиболее распространённый вид вок. народной музыки. Н. п. - одна из древнейших форм муз.-словесного творчества. В некоторых древних и отчасти совр. видах нар. музыки она существует в синкретич. единстве с танцем, игрой, инстр. музыкой, словесным и изобразит. фольклором. Обособление её - результат длит. историч. развития фольклора. Н. п. отличает богатство жанров, различных по происхождению, характеру и функции в нар. жизни. Существ. черта большинства традиц. жанров - непосредств. связь Н. п. с бытом, трудовой деятельностью (напр., песни трудовые, сопровождающие разл. виды труда - бурлацкие, покосные, прополочные, жатвенные, молотильные и др., обрядовые, сопровождающие земледельческие и семейные обряды и празднества, - колядки, масленичные, веснянки, купальские, свадебные, похоронные, игровые календарные и т. п.). Плясовые Н. п. неотделимы от разнообразных нар. танцев. Наибольшее муз. развитие в фольклоре всех народов получили лирич. песни. Они поются соло, ансамблем, хором. Именно в этом жанре откристаллизовались высшие формы многоголосия, сложные мелодич. и муз.-поэтич. композиционные структуры. Разнообразие содержания лирич. Н. п. обусловлено прежде всего разнообразием социальных групп, создающих и исполняющих их (земледельцы, ремесленники, рабочие, студенты и др.). Каждая социальная группа общества имеет свою песенную лирику. В Н. п. преобладает строфическая и куплетная форма, часто с композиционно выделенными запевом, припевом или рефреном (особенно в хоровой Н. п.). Различным по содержанию поэтич. строфам (куплетам) каждой Н. п. соответствует обычно один напев, варьируемый при неоднократном повторении (на протяжении всей песни). Традиционной крестьянской песенности, особенно архаичной по истокам (связанной с трудом и обрядом), свойственны т. н. напевы-формулы - короткие мелодии, соответствующие обычно одной стиховой строке или двухстишной строфе и употребляемые с текстами разного содержания, но одинаковой бытовой (или ритуальной) функции (напр., многочисл. свадебные песни одной деревни могут исполняться на одну-две мелодич. формулы). Нар. певец обычно не мыслит мелодию песни вне её текста, и наоборот. Создание слов и музыки Н. п. - единый творч. процесс, в котором решающее значение имеет традиция: Н. п. возникает на основе законов, эстетически действенных в каждом данном песенном коллективе, и потому подчиняется нормам муз.-поэтич. типологии. Так, в каждом жанре Н. п. существуют ведущие и периферийные по значению песенные типы (ритмические, мелодические), на основе которых познаётся вариантность Н. п. Наряду с варьированием основных песенных типов в народном творчестве часто используются перетекстовка старых мелодий и переинтонирование старых текстов. Особое место в нар.-песенном репертуаре занимают песни на стихи поэтов (с фольклорными мелодиями) и фольклорные варианты авторских (композиторских) мелодий (принятых за народные). Известны также так называемые «бродячие» мелодии, исполняемые у разных народов со своими песенными текстами. В фольклоре каждого народа существуют подлинные шедевры песенного мелоса. Н. п. занимает огромное место в жизни, культуре каждого народа. См. ст. Народная музыка.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь