Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
НЕВСКИЙ Петр Емельянович (наст. фам. и имя Емельянов Петр Елисеевич) (ок. 1848, Петербург - март 1916, Москва) - русский виртуоз-гармонист, песенник и куплетист. Сын сапожника и сам мастеровой, Н. с 12 лет играл по слуху на гармониках рус. строя. Подростком был отдан на обучение в известную эстр. труппу Д. И. Юрова, в которой проработал неск. лет. Выступать самостоятельно начал с 1872. Играл на хроматич. гармони собственной конструкции (т. н. невская черепашка). В его репертуаре были рус. нар. песни, переложения произв. Глинки, Чайковского, Верди, Вагнера, Рубинштейна, попурри и фантазии на рус. песни, пьесы собств. сочинения (вальс «Привет Москве» и др.). Выдающийся музыкант-виртуоз, Н. был видным эстр. артистом; выступал с исполнением шуточных несен, сатирич. куплетов, частушек, песенок Беранже под собств. аккомпанемент на гармони (иногда на балалайке). Был одним из первых, кто начал исполнять песни гор. ремесленников и мастеровых, в то время всё более проникавшие на русскую эстраду. Его «Ванька, не шали», «Полосонька» и частушечные скороговорки были записаны на грампластинки, а сатирич. песенки, которые он исполнял от имени уличных разносчиков, широко вошли в репертуар эстрады. Игра Н. отличалась виртуозным блеском, своеобразием фразировки, одному ему присущей характерной певучестью, образностью. Выступал в Петербурге, Москве и др. городах с самостоят. концертами, играл в трактирах, балаганах, на ярмарках. Гастролировал за рубежом (Франция, Германия, Великобритания, Бельгия), завоевав славу «первого русского гармониста». Н. был первым исполнителем на гармонике, выступившим с симф. оркестром (1909). В 1912 в Москве состоялся юбилейный концерт артиста в связи с 40-летием его артистич. деятельности. Последние годы жизни Н. преподавал. Ему принадлежит самоучитель для гармонистов, получивший широкое распространение в кон. 1890-х гг. |