на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НЕЙГАУЗ Генрих Густавович [31 III (12 IV) 1888, Елизаветград, ныне Кировоград-10 X 1964, Москва] - сов. пианист, педагог, муз. писатель. Нар. арт. РСФСР (1956). Родился в семье с муз. традициями: отец Густав Вильгельмович Н. (1847-1938) - пианист-педагог; брат матери Н. - пианист, дирижер и комп. Ф. М. Блуменфельд, двоюродный брат Н. - польский комп. К. Шимановский. В детстве учился игре на фп. у отца. Концертировал с 9 лет. В 1904 и 1906 гастролировал в Германии, в 1909 - в Италии. В 1906 учился композиции у П.Ф.Юона в Берлине. Продолжал занятия (игра на фп.) у Л. Годовского (в 1906 брал уроки в Берлине, в 1912-14 занимался у него в Школе высшего мастерства при венской Академии музыки и сценич. искусств). В 1915 экстерном окончил Петрогр. консерваторию. Педагогич. деятельность начал в 1916, сочетая её с исполнительской. В 1916-18 преподавал фп. игру в Муз. уч-ще РМО в Тбилиси, в 1918-1922 - в Киевской консерватории (с 1919 профессор). В 1922-64 профессор Моск. консерватории (в 1935-37 её директор). Впервые выступил в Москве в 1922, с этого времени концертировал в СССР в течение 40 лет как солист и ансамблист (в дуэте со скрипачами П. Коханьским в Киеве, позднее с М. Б. Полякиным, Д. Ф. Ойстрахом, с квартетом им. Бетховена). Н.- пианист отчётливо выраженного романтич. направления. Бурный темперамент, импульсивность, волевое начало сочетались в его игре с одухотворённой поэтичностью, тонким лиризмом, страстностью и правдивостью выражения; богатство фантазии и непосредственность творческого переживания в самый момент исполнения - с философски углублённым предварительным продумыванием интерпретаторских замыслов. В артистич. облике Н. проявлялась не только яркая художеств. индивидуальность, но и высокая интеллектуальность и широта культуры. Иск-во Н. формировалось под воздействиями листовских, а также рус. (рубинштейновских) традиций, воспринятых от Блуменфельда. В огромном репертуаре Н., соответствовавшем романтич. стилю его исполнительства, - произв. гл. обр. Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса (нейгаузовские интерпретации Брамса - одни из лучших в пианистич. искусстве 1-й пол. 20 в.), А. Н. Скрябина, а также С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича и др. советский композиторов. Н. - создатель крупнейшей пианистич. школы; воспитал плеяду выдающихся пианистов, среди них - С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, С. Г. Нейгауз, Е. В. Малинин; начали заниматься в его классе В. В. Крайнев, А. Б. Любимов, А. А. Наседкин, Е. Г. Могилевский; учениками Н. являются известные педагоги - Т. Д. Гутман, В. В. Горностаева, Л. Н. Наумов, Б. С. Маранц. Н.- автор работ о муз. исполнительстве, редактор произв. Шопена.
Соч.: Об искусстве фортепьянной игры. Записки педагога, М., 1958, 1961; Размышления, воспоминания, дневники. Избр. ст. Письма к родителям, М., 1975 (со ст. Я. И. Мильштейна: Г. Г. Нейгауз и его литературное наследие).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь