на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НЕОРОМАНТИЗМ (нем. Neoromantik, англ. neoromanticism) - термин, которым обычно обозначают поздний период развития муз. романтизма. К Н. чаще всего относят творчество Ф. Листа и Р. Вагнера, в некоторых случаях к неоромантикам причисляют и Г. Берлиоза. Иногда к неоромантикам относят также И. Брамса, что представляется менее оправданным, поскольку романтич. тенденции во многих его сочинениях не являются доминирующими. К области Н. нередко относят и тех композиторов кон. 19 в., в творчестве которых нашли продолжение романтич. тенденции, т. е. в первую очередь А. Брукнера, X. Вольфа, Г. Малера, Р. Штрауса. Реже термин «Н.» применяют к некоторым выросшим на почве традиций муз. романтизма творч. явлениям 1-х десятилетий 20 в. (не только в нем. и австр. музыке, но и в музыке др. стран) - к творчеству таких композиторов, как М. Регер в Германии, Й. Маркс в Австрии, Л. Яначек в Чехии, Р. Воан-Уильямс в Великобритании и др. Подобная классификация условна, поскольку романтич. черты у названных выше композиторов объединяются со мн. другими чертами. Даже в применении к творчеству поздних романтиков и ближайших продолжателей их традиций термин «Н.» не получил всеобщего признания.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь