на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА - ведущее творческое направление в вок. хор. полифонии 15-16 вв. Сложилось в Нидерландах (исторических; объединяли совр. Нидерланды, Бельгию, Сев.-Вост. Францию и Люксембург); II. ш. наз. также бургундской и фламандской, франко-фламандской. Н. ш. включала неск. поколений нидерл. композиторов, работавших в разных европ. странах, где были восприняты её традиции, вызвавшие подъём местных полифонич. школ. Явилась итогом высокого уровня развития нидерландской музыки. Используя песенное нар. творчество, Н. ш. обобщила достижения европ. вок.-хор. многоголосия 9 - нач. 15 вв. (англ. и франц., культового и светского) и ознаменовала расцвет классич. хор. полифонии. Н. ш. создала универсальную систему законов полифонии - сложный контрапункт строгого стиля, разработала классич. образцы вок.-хор. полифонич. жанров, церк. и светских - мессы, мотета, шансон, мадригала и утвердила господство полнозвучного 4-голосия, голоса которого стали равноправными, развивала и традиции музыки 3-гол. склада. Композиторы Н. ш. отличались искусной техникой контрапункта, достигая исключит. виртуозности в создании хор. многогол. произв. (доводили число самостоят. голосов до 30), предвосхитив инстр. музыку следующих эпох. Музыка мастеров Н. ш. предназначена преим. для хор. пен. a cappella. Инстр. сопровождение включалось в торжеств. (solemnis) мессы и мотеты, дублируя вок. партии (гл. обр. басовые), и часто использовалось в светских полифонич. песнях. Центр. жанр музыки Н. ш. - хор. месса a cappella, типнч. выразительность которой определилась воплощением философско- созерцательных идей своего времени (о человеке в огромном мироздании, о гармоничной красоте мира и др.). Сложные звуковые конструкции месс, обладающих полнозвучной мощью и впечатляющей силой воздействия, соответствовали величию готич. соборов, где они исполнялись в дни торжественных религ. празднеств. Экспрессивность музыки, её глубоко сосредоточенный характер и просветлённая вдохновенность выражались преобладанием высоких регистров и чистых красок хора мальчиков и муж. фальцетов; искусным сочетанием и плавным развёртыванием мелодич. линий, красотой вариантов их прозрачного контрапунктирования, филигранной точностью деталей. Светская лирика почти не отличалась от духовной; её нар. мелодич. основа и живая эмоциональность широко проявились в творчестве композиторов Н. ш., особенно в 16 в. Даже мессы часто носили названия использованных в них светских песен («Вооружённый человек», «Побледневшее лицо» и др.). Назв. «Н. ш.» введено Р. Г. Кизеветтером (в его труде «Вклад Нидерландов в музыкальное искусство», 1828), предложившим условное деление на 3 (или 4) Н. ш. в соответствии со сферами влияний ведущих её представителей. 1-я Н. ш., бургундская, возникла в сер. 15 в. при бургундском дворе в Дижоне, отличавшемся изысканной придв. культурой и развивавшем франц. традиции. Эта школа испытала также воздействие новаторского творчества англ. полифонистов, гл. обр. выдающегося англ. коми. Дж. Данстейбла, работавшего во Франции (обучал бургундских музыкантов). 1-ю Н.ш. возглавляли Ж. Биншуа, служивший при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго (создатель искусной имитационной любовной шансон) и Г. Дюфаи (работал также в Италии и Франции; основатель полифонич. школы в Камбре), который славился балладами, ронделями, мессами, мотетами, значительно усовершенствовал полифонич. технику и нотное письмо. 2-я и 3-я Н. ш. (следующие поколения композиторов) наз. фламандскими. Их ведущие мастера: Й. Окегем (работал при франц. дворе) - современники наз. его «главным мастером контрапункта» за совершенное владение техникой сквозной имитации, применявшейся и в величественных мистич. мессах, и в придв. лирич. миниатюрах; Я. Обрехт (жил в Нидерландах, Франции, Италии) - его соч. отличались утончённым и виртуозным стилем, эмоциональностью и красочной выразительностью музыки при ясности тематизма, использовал нар. мелодии (флам., нем., итал.) и танц. ритмы, славились его мессы, посв. деве Марии, т. н. пародийные мессы, флам. шансон и их инстр. перелож. для танцев; Жоскен Депре (работал в разл. городах Италии и Сев. Франции) - автор выдающихся культовых произв., был особенно известен своим искусством выражать многообразные душевные переживания в различных по характеру изящных полифонич. песнях и мотетах, проникнутых гуманистич. мироощущением, был одним из первых авторов полифонич. инстр. пьес изобразит. характера. 4-ю Н. ш., распространившуюся во 2-й пол. 16 в. в европ. странах, возглавил Орландо ди Лассо (жил в Италии, Франции, Англии, Баварии), прославившийся своими «Покаянными псалмами», сб. мотетов «Великое музыкальное творение», церк. произв., а также созданными на нар. основе яркими жанровыми песнями-сценками, красочными вилланеллами изобразит. характера, мадригалами на стихи поэтов Возрождения и античности. Великие мастера Н. ш. имели много последователей, выдающихся контрапунктистов, которых приглашали работать в разл. европ. города; венецианскую полифонич. школу основал А. Вилларт, римскую - Я. Аркадельт, Ф. ле Бель (был учителем Палестрины); Г. Изак работал во Флоренции, Инсбруке, Аугсбурге, А. Брюмель - в Ферраре. В Италии композиторы Н. ш. положили начало итал. лирич. мадригалу. Среди др. известных мастеров Н. ш.- А. Бюнуа, П. де ла Рю, Л. Компер, Ж. Мутон, А. де Февен, Н. Гомберт, Я. Клеменс-»не папа», Ф. Вердело, Ф. де Монте, де Верт. Исключит. успех Н. ш. был обусловлен высоким художеств. мастерством её создателей, происходивших из страны передовой культуры, к-рая расцвела благодаря общеевроп. торговым и культурным связям; здесь впервые в Европе композиторы получали проф. образование в метризах. Развитию и распространению Н. ш. способствовали также усовершенствование нотной записи и возникновение нотопечатания. Расцвет Н. ш. полифонии относится ко времени расцвета нидерл. живописи (столь же великой новаторской художеств. школы), прикладных искусств, архитектуры, философии и математики. В создании монументальных многогол. композиций нидерл. мастера опирались на философское учение неоплатоников, а также на строгие расчёты, осн. на глубоких математич. познаниях (мн. музыканты эпохи Возрождения, в т. ч. Данстейбл и, возможно, Окегем и Обрехт, были одноврем. математиками, философами, астрономами и астрологами). Разработанная ими система законов полифонии в вок. жанрах строгого письма, опирающаяся на единый cantusfirmus (литургич. или чаще народный) и его модификации, осуществляла принцип «единства в многообразии» (согласно мировоззрению эпохи). В структурах мотетов и месс, в выборе cantus firmus и его проведениях выражалась определённая символика. Аллегорич. мышление эпохи, её математич. интеллектуализм особенно наглядно проявлялись в распространении загадочных канонов (искусное владение изощрённой контрапунктич. техникой у эпигонов Н. ш. иногда сводилось к рассудочной игре изысканными контрапунктич. комбинациями). Художеств. достижения великих композиторов Н. ш., утверждённые ими принципы полифонич. композиции стали универсальными для последующего развития разл. стилей свободного письма, основанного уже на др. эстетич. принципах, и явились фундаментом дальнейшего расцвета всей европ. музыки, вок. и инстр., не только полифонич., но и гомофонной (см. Гомофония), а их приёмы инверсии, обращения, имитации и др. вошли в технику додекафонии. Как стилевое явление Н. ш. в основном завершала эпоху господства в европ. муз. культуре церк. (католич.) вок.-хор. жанров и отражённого в них философско-религ. мировоззрения (позднее оно проявилось в нем. протестантской вок.-инстр. музыке, вершиной которой стало творчество И. С. Ваха).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
НИ..

КАВАЛЕРИЙСКАЯ ТРУБА

КИПОРЕНКО-ДАМАНСКИЙ

КОЛУМБИЙСКАЯ МУЗЫКА

КОМЕДИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

КОНГОЛЕЗСКАЯ МУЗЫКА

КОНДАКАРНАЯ НОТАЦИЯ

КОНЦЕРТНАЯ СИМФОНИЯ

КОНЦЕРТНОЕ ОБЩЕСТВО

КРИТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

КРУЖОК НОВОЙ МУЗЫКИ

КУШЕНОВ-ДМИТРЕВСКИЙ

ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА

МАРКЕТТО ПАДУАНСКИЙ

МАРОККАНСКАЯ МУЗЫКА

МЕКСИКАНСКАЯ МУЗЫКА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ

НАРОДНЫЕ ФИЛАРМОНИИ

НОВАЯ ВЕНСКАЯ ШКОЛА

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛА

ОЛЬМЕДА ДЕ САН-ХОСЕ

ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ

ОРЛАНСКИЙ-ТИТАРЕНКО

ОТТЕНКИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ

ПАКИСТАНСКАЯ МУЗЫКА

ПАПЕНДИК-ЭЙХЕНВАЛЬД

ПАРАГВАЙСКАЯ МУЗЫКА

ПЕВЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ

ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА

ПЛАГАЛЬНАЯ КАДЕНЦИЯ

ПОЛОВИННАЯ КАДЕНЦИЯ

ПРЕРВАННАЯ КАДЕНЦИЯ

ПРЕЧИСТЕНСКИЕ КУРСЫ

РАКОХОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПЕСНЯ

РЕЗОНАНСОВЫЕ СТРУНЫ

РИТМИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ

САНТАГАНО-ГОРЧАКОВА

Музыкальный словарь ver16