на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



НИЛЬСЕН (Nielsen) Карл Август (9 VI 1865, Норре-Люндельсе, близ Оденсе, остров Фюн - 3 X 1931, Копенгаген) - дат. композитор, дирижёр, муз. писатель и педагог. В 1879-84 играл в качестве ученика в полковом оркестре в Оденсе, в 1884-86 учился в консерватории в Копенгагене у В. Тофте (класс скрипки), О. Розенхофа (теория) и Н. В. Гаде (композиция). Композицию изучал и самостоятельно. В 1890-91 совершенствовался как композитор в Германии, Франции и Италии. Работал в Копенгагене. В 1889- 1905 скрипач Корол. капеллы, в 1908-14 гл. капельмейстер Корол. театра, в 1915-27 дирижёр концертов Муз. общества. С 1916 преподавал в консерватории (с 1931 директор). Гастролировал как дирижёр в сканд. странах и Германии. Как композитор дебютировал в 1888. В процессе творч. эволюции от подражания композиторам венской классич. школы, влияний И. Брамса, Э. Грига и дат. романтиков (И. П. Э. Хартман, К. Хорнеман, Ю. Свенсен) пришёл к использованию традиций классич. полифонии Палестрины («Гимн любви»); ощутимо также влияние франц. импрессионистов (элементы политональности, богатство красок). Музыка Н. зрелого периода отличается мужественным, суровым характером, самобытным гармонич. языком. Н. - автор гл. обр. программных симф. произв. (3 симфонии и др.), в которых опирался на нац. фольклор (без прямого цитирования), ред. сборников дат. нар. музыки: «Dansk sangbog» (Кbh., с 1915), «Sangbogen Denmark» (1922-24) и др. (в т. ч. совм. с Лаубом). Его творчество оказало воздействие на развитие совр. дат. музыки. В Копенгагене проводятся фестивали музыки Н.
Соч.: оперы - Саул и Давид (1902, Копенгаген), Маскарад (Maskarade, 1906, там же, на сюжет пьесы Л. Хольберга); для солистов, хора и орк. - 10 кантат (в т. ч. Гимн любви - Hymnus amoris, 1896); для орк. - 6 симфоний (1891-1925; наиболее известна 5-я, 1922), увертюры - Гелиос (1903), Сказочный сон (Saga-drom, 1907), Пан и Сиринкс (1918), увертюра-рапсодия Фантастическое путешествие на Фарерские острова (En fantasirejse til Foeroerne, 1927), симф. рапсодия (1889), симф. сюита (1894), соч. для струн, орк.; концерты с орк. - для скр. (1911), флейты (1927), кларнета (1928); камерно-инстр. ансамбли - 4 струн. квартета (1887-1906), квинтеты - для струн. (1888), дух. (1922) и др., 2 сонаты для скр. и фп.; произв. для фп., для скр. с фп. для органа; хоры; песни (ок. 250), псалмы, мотеты; музыка к спектаклям драм. театра. Лит. соч.: Levende Musik, Кbh., 1925, М957; Min fynske Barndom, Кbh., 1927, 1954; Carl Nielsens brev, Кbh., 1954.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
НИ..

НАЙССОО

НАЛИМОВ

НАРВАЭС

НАРДИНИ

НАСИДЗЕ

НАСОНОВ

НАУЯЛИС

НАХАБИН

НЕАПОЛЬ

НЕВЕРОВ

НЕВИТОВ

НЕВСКИЙ

НЕЙГАУЗ

НЕЙМАРК

НЕЛЬСОН

НЕСТЬЕВ

НИКОЛАИ

НИКОЛАЙ

НИКОЛОВ

НИЛЬСОН

НОВАЧЕК

НОВЕЛЛО

НОВИКОВ

НОКТЮРН

НОРДАЛЬ

НОРДИКА

НОРЕЙКА

НОРЛИНД

НОТАЦИЯ

НОТОВИЦ

НОТТАРА

НУРДРОК

НУРХЕЙМ

НУРЫМОВ

НУСУПОВ

НЬЮМАРЧ

НЮСТЕДТ

НЮСТРЁМ

ОБЕРТАС

Музыкальный словарь ver16