на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОБИХОДНЫЙ ЗВУКОРЯД, обиходный лад, - звуковая система со структурой (в тонах) 1-1-1/2-1-1-1/2-1-1-1/2-1-1, составляющая ладовую основу рус. ср.-век. музыки. Название происходит от «Обихода» - собрания мелодий, применяемых в культовой практике. О. з. свойственно квартовое строение: Трихорды внутри каждой кварты наз. «согласиями». Если в общеевроп. октаве (=8) семь ступеней (8-1), то в тетрахорде («в кварте») их три (4-1). Все согласия имеют одинаковую интервальную структуру (в тонах: 1-1). Каждое согласие носит своё наименование («простое», «мрачное», «светлое», «тресветлое»). Квартовость структуры проявляется и в системе названий ступеней, где повторяющиеся (т.е. понимаемые как мелодически однофункциональные) ступени отстоят друг от друга на кварту (считая от двух средних согласий к краям звукоряда). В конструкции О. з. есть элементы сходства со структурой др.-греч. «совершенной системы». О. з. можно рассматривать также как сцепление мажорных тетрахордов, пентахордов, гексахордов на расстоянии кварты. Специфика О. з. - возможность интервала уменьшенной октавы между ступенями Ц («ца») и M («мрачно с хохлом»), притом в пределах одной системы, без модуляции или отклонения (согласия внутри системы О. з. имеют то же значение, что нижний и верхний тетрахорды внутри системы ионийского лада). Образцы О. з. находим не только в церк. музыке, но и в народной (рус. песня «Молодка, молодка» из сб. М. А. Балакирева, см. пример в ст. Звуковая система). Как отражение того либо другого они встречаются и у композиторов рус. школы (Н. А. Римский-Корсаков, 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы «Ночь перед Рождеством»). В условиях многоголосия (в основном в композиторской практике) О. з. приобретает значение ярко своеобразного по окраске лада, аккордика которого включает гармонии, необъяснимые с позиций зап. мажорно-минорной системы (аккорд ces-moll в след. примере). Иногда применение О. з. смыкается с ладотональной переменностью, родственной отклонениям, либо вызывает собственно отклонение (нередко в рус. плясовых наигрышах, осн. на схеме STDT; ср. «Русский танец» из балета А. Хачатуряна «Гаянэ»). В совр. музыке используется и аккорд с уменьшенной октавой. И. Ф. Стравинский. «Весна священная». «Взывание к праотцам». О. з. встречается и в музыке др. народов (напр., у киргизов). Родственно ему применение миксолидийского лада в модальной гармонии 16-17 вв. (где к осн. звукоряду f1 - е1 - d1 - с 1 - h - а - g снизу приставлялся subsemitonium modilis). Появление О. з. в разл. эпохи и у не соприкасающихся между собой этнографич. групп объясняется тем, что структура О. з. отражает одну из типологич. закономерностей некоторых видов мелодич. ладов - тенденцию ступеней высокого регистра к понижению, а низкого - к повышению, особенно, когда ладовый звукоряд складывается из узкообъёмных ладомелодич. компонентов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь