на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОБРАЩЕНИЕ АККОРДА - видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при котором нижним тоном становится его терция, квинта или септима. Трезвучие имеет два обращения; 1-е, секстаккорд, образуется от переноса осн. тона (примы) на октаву вверх; 2-е, квартсекстаккорд, - от переноса примы и терции на октаву вверх. (Секстаккорд может быть образован и переносом терции трезвучия на октаву вниз, квартсекстаккорд - переносом квинты на октаву вниз.) Название секстаккорда происходит от интервала сексты, возникающего между нижним звуком (терцией) и перемещённой примой, квартсекстаккорда - от интервалов кварты и сексты, возникающих между нижним звуком (квинтой) и перемещёнными примой и терцией. Септаккорд имеет три обращения: 1-е - квинтсекстаккорд, 2-е- терцквартаккорд, 3-е - секундаккорд. Нижними тонами обращений септаккорда становятся последовательно терция, квинта и септима. ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЯ. ОБРАЩЕНИЯ СЕПТАККОРДА Названия обращений септаккорда происходят от интервалов, возникающих между их нижним звуком, с одной стороны, и основанием (примой) и вершиной (септимой) септаккорда, с другой. В сокращённых обозначениях обращений аккордов их важнейшие интервалы передаются с помощью цифр (напр., I6 - секстаккорд тоники, V65 - квинтсекстаккорд доминанты и т.п.). Разл. виды обращений нонаккорда и ундецимаккорда самостоят. названий не имеют. См. Аккорд. В. А. Вахромеев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь