на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОРГАННЫЙ ПУНКТ, педаль (нем. Orgelpunkt, франц. pedale inferieure, итал. pedale d'armonia, англ. pedal point),- выдержанный звук в басу, на фоне которого другие голоса движутся свободно, иногда вступая в функциональное противоречие с басом (вплоть до ухода в далёкие тональности); гармонич. согласованность О. п. и остальных голосов восстанавливается в момент его прекращения или незадолго до этого. Выразительность О. п. связана с гармонич. напряжением, определяющимся функциональным несовпадением выдерживаемого звука и др. голосов. О. п. обогащает звучание гармонич. вертикали, приводя к полифункциональности. Наиболее часто употребляются О. п. на звуке тоники (I ступень лада) и доминанты (V ступень). О. п. представляет собой усиление соответствующей ладовой функции, распространение её не на один аккорд, а на обширное гармонич. построение. Тем самым он имеет объединяющее значение, скрепляя разнородные элементы развития верхних голосов. О. п. на тонике вносит в музыку ощущение устойчивости, порой и статичности; он находит наибольшее применение в заключит., а также начальных разделах муз. произведений (напр., заключит. раздел в сцене смерти Бориса из оперы «Борис Годунов», начало 1-го хора в «Страстях по Матфею» И. С. Баха). О. п. на доминанте соединяет в себе функционально неустойчивую басовую опору с неустойчивыми же, далёкими от тоники созвучиями в верхних голосах, которые оказываются подчинёнными доминантовой функции баса. Он придаёт музыке характер напряжённого ожидания. Наиболее типично применение его перед репризой (особенно в сонатном allegro - напр., I ч. 8-й сонаты c-moll для фп. Бетховена), также перед кодой; встречается и во вступлениях. О. п. возможен не только в басу, но и в др. голосах (обычно наз. выдержанным звуком) - в верхнем (франц. pedale superieure, итал. pedale, англ. inverted pedal, напр., III ч. 3-го квартета Чайковского) и среднем (франц. pedale interieure или mediaire, итал. pedale, англ. internal pedal, напр., пьеса «Виселица» из фп. цикла «Ночной Гаспар» Равеля). Известны образцы двойного О. п.- одноврем. на звуках тоники и доминанты. Подобный О. п., в котором господствует тонич. функция, характерен для муз. фольклора разных народов («волыночные квинты»), применяется он и в проф. музыке, особенно при имитировании нар. музицирования (напр., V ч. 6-й симфонии Бетховена); двойной доминантовый О. п.- на звуках доминанты (нижний) и тоники (в переходе к финалу 5-й симфонии Бетховена). Изредка встречаются О. п. на др. ступенях (напр., на III ступени минора - в трио из II ч. 6-й симфонии Чайковского; выдержанный звук IV ступени - в фп. «Серенаде» Рахманинова). Эффект О. п. сохраняется и в тех случаях, когда образующий его звук не тянется, а повторяется (напр., IV картина из оперы «Садко» Римского-Корсакова) или когда повторяются краткие мелодич. фигуры (см. Остинато). Как художеств. явление О. п. коренится в нар. музыке (сопровождение пения игрой на волынке и подобных инструментах. Происхождение термина «О. п.» связано с практикой раннего многоголосия, органума. Гвидо д'Ареццо (11 в.) описал в «Micrologus de disciplina artis musicae» (1025-26) двухголосный «парящий» органум с косвенным движением голосов («Organum suspensum»): Франко Кёльнский (13 в.), говоря (в трактате «Ars cantus mensurabilis») об органуме, применяет и сам термин «О. п.» - «organicus punctus». Под «пунктом» здесь подразумевается раздел органума, где выдержанному звуку кантуса контрапунктирует мелодич. рисунок верхнего голоса («пунктом» наз. и сам такой звук). В дальнейшем под О. п. стали понимать долгий педальный звук органа, широко используемый в органной музыке в соответствии с технич. возможностями инструмента (франц. термин point d'orgue во французский музыковедч. литературе означает или импровизац. каденцию солиста, или, чаще, фермату). В полифонич. формах средневековья и Возрождения явления О. п. часто вызваны техникой cantus firmus (у Г. де Машо, Жоскена Депре и др.), звукам которого придавалась большая продолжительность. В 17-19 вв. О. п. приобрели (особенно в классия. муз. формах) динамич. свойства, стали мощными рычагами развития. В 19 в. О. п. начали использовать как колористич., жанрово-характеристич. средство (напр., «Колыбельная» Шопена, «Старый замок» из «Картинок с выставки» Мусоргского, II д. из оперы «Князь Игорь», «Песня Индийского гостя» из оперы «Садко»). В 20 в. появились иные способы применения О. п. (и остинато). Значение О. п. может иметь аккорд (напр., кода I я. 8-й симфонии Шостаковича) или сложное созвучие. О. п. может приобретать характер фона (напр., вступление к «Весне священной») и необычные фактурные формы (напр., предыкт к репризе в IV ч. 2-й фп. сонаты Прокофьева - 15 резко акцентированных звуков eis как вводнотоновый предыкт к репризе в тональности d-moll). Лит. см. при ст. Гармония. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь