на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОРФ (Orff) Карл (p. 10 VII 1895, Мюнхен) - немецкий композитор, педагог, драматург и актёр (ФРГ). Род. в баварской офицерской семье, где культивировалось музицирование. С 5 лет учился игре на фп., органе и виолончели, увлекался кукольным театром. Творч. дарование О. проявилось одноврем. и в музыке и в литературе. В 1913-14 учился в Академии муз. искусства в Мюнхене (композиции у А. Беер-Вальбрунна, дирижированию у Г. Цильхера). Проф. муз. деятельность начал в качестве капельмейстера мюнхенского драм. театра «Кам-мершпиле» (1915), в 1918-19 работал в театрах Мангейма и Дарм-штадта. В 1921-22 возобновил занятия композицией под рук. Г. Каминского. В 1924 основал в Мюнхене (вместе с хореографом Доротеей Гюнтер) школу гимнастики, музыки и танца, в которой работал до разрушения её здания в годы 2-й мировой войны. В 30-е гг. изучал и обрабатывал вместе с муз. этнографом К. Хубером нар. песни и танцы горных областей Баварии. В 1950-60 вёл класс композиции в Высшей муз. школе Мюнхена. Среди учеников О. - В. Эгк, К. Маркс (ФРГ), Г. Зутермейстер (Швейцария), П. Курцбах (ГДР). С 1962 О. - один из рук. основанного им Ин-та муз. воспитания в Зальцбурге (отделение Высшей школы музыки и сценич. искусства «Моцартеум»). Выступал с исп. своих произв. («Театр одного актёра»). Чл. Баварской академии искусств (1950), академии «Санта-Чечилия» (Рим, 1957) и др. Нац. пр. ГДР (1949). Ранние произв. О. - песни, кантаты, оперы создавались под влиянием творчества К. Дебюсси, X. Пфицнера, Р. Штрауса. Пробовал силы в традиц. жанрах (неоконч. оперы по пьесам М. Метерлинка и А. Стриндберга). Знакомство с работами известных режиссёров О. Фалькенберга и Л. Йеснера стало для О. стимулом к экспериментированию в области новых сценич. форм. Большое значение для формирования оригинального муз. стиля О., а также создания им жанра сценич. кантаты имело углублённое изучение старинной музыки, особенно соч. К. Монтеверди, Г. Шюца, И. С. Баха (в 1931-1932 О. был дирижёром Баховского общества). Значит. влияние на стиль О. оказало его знакомство с муз. фольклором и национальным инструментарием народов Азии и Африки. О. - автор св. 15 произв. для муз. театра. Первый крупный успех принесла композитору премьера сценич. кантаты «Кармина Бурана» (пост. 1937). С этого времени О. настойчиво разрабатывал новый тип муз. спектакля, в котором использовал приёмы и средства совр. драм. театра, формы мистерии, театра марионеток, уличных карнавальных представлений, итал. комедии масок. Сценич. кантаты «Кармина Бурана» и «Катулли кармина» (пост. 1943), пьесы «Луна» (пост. 1939) и «Умница» (пост. 1943) явились крупным вкладом О. в нем. муз. культуру, будучи новаторскими по своей театр. форме и муз. языку, бескомпромиссными с точки зрения их идейного содержания («Умница» - сатира на диктаторский режим «третьего рейха»). Усиление политич. репрессий в Германии и начало 2-й мировой войны 1939-45 развеяли иллюзии нем. интеллигенции в отношении национал-социалистского режима. Подобно большинству нем. художников, О. отошёл от участия в обществ. и культурной жизни страны. Арест и казнь его близкого друга профессора Мюнхенского университета К. Хубера, участника группы Сопротивления «Белая роза» (1943), явились глубоким потрясением для композитора. Созданная им как непосредств. отклик на трагич. события пьеса «Бернауэрин» (соч. 1943-45), а также впоследствии «Антигона» (пост. 1949) - вершины его муз.-драм. творчества. Лучшие произв. О. стали достоянием междунар. муз. жизни только после 2-й мировой войны (нем. искусство оказалось изолированным от всего мира гитлеровской «культурной политикой» и было дискредитировано ею). Произв. композитора заняли прочное место в репертуаре театров мн. стран. Театр. триптих «Триумфы» («Кармина Бурана», «Катулли кармина», «Триумф Афродиты»), антич. трилогия («Антигона», «Царь Эдип», «Прометей») и др. соч. имели успех и вызвали оживлённую полемику. О. - художник, остро ощущающий кризисную ситуацию совр. зап. искусства. Он подверг сомнению возможность дальнейшего развития муз. искусства в традиц. жанрах (оперы, симфонии, инстр. концерта и др.). Историч. путь, приведший совр. зап. музыку к переусложнению техники и разрыву с аудиторией, О. считает до конца пройденным, несмотря на живучесть некоторых модернистских школ и направлений. О. не применял атональную, сериальную, сонористическую технику композиции, а стремился возродить простейшие элементы музыки (монодия, простые гармонич. структуры и т.п.). Как художник, полемически противопоставляющий себя одноврем. общепринятому, а также модному, О. впадал в крайности и преувеличения. Нередко простота его художеств. средств на практике оказывалась новой сложностью. Наряду с простыми муз. структурами в его произв. применяются средства, затрудняющие их восприятие и создающие значит. препятствия для исполнения (гигантские инстр. составы с редкими экзотич. инструментами, введение древних и диалектных текстов, не допускающих перевода на совр. языки, и т.п.). Жизненность театр. соч. О. во многом определяется мастерством специально подготовленных актёров и певцов. Разнообразие допустимых режиссёрских решений в спектаклях О. оборачивается чрезмерной зависимостью «т-ра Орфа» от дарования и индивидуального вкуса режиссёра, что существенно ограничивает возможности широкого исполнения произв. О. на сценах традиц. оперных театров. Оригинальность муз. драматургии О. определяется прежде всего самим использованием музыки в спектакле. Ей в пьесах О. отводится иная роль, чем в традиц. опере. Соответственно общей художеств. задаче музыка в произв. О. то звучит мощно, ораториально, то сводится к одной повторяющейся ритмич. формуле, то исчезает вовсе, уступая место слову и драм. действию. Характерными чертами муз. стиля О. являются организация элементов музыки на основе ритмич. остинато, диатонич. ладотональная основа, замена гармонич. развития многообразными сопоставлениями; при этом простота ладогармонич. фона приобретает как бы вторичную выразительность, сообщая даже незначит. переменам повышенную яркость и новую экспрессию. Мастерство «режиссёрского манипулирования» простейшими выразит. средствами муз. языка и составляет основу композиторского метода О. Метод О. органически связан с его концепцией муз. театра и неотделим от его словесно-поэтич. творчества (О. - автор текстов большинства своих произв.). Большой вклад внёс О. в область муз. воспитания. Применение методов его вок.-инстр. письма для обработки песенно-танц., ритмо-речевого фольклорного материала, для коллективного детского музицирования и импровизаций доказало их высокую эффективность и целесообразность. При этом «элементарная музыка» (термин О.) выступает как инструмент педагогич. воздействия, как средство стимулирования, выявления и организации первичных художеств.-творч. потенций личности. Педагогич. эксперименты О. начал под влиянием теории ритма Э. Жак-Далькроза и разработанного им метода «ритмич. гимнастики», а также в связи с новыми тенденциями в искусстве танца (Р. фон Лабан, М. Вигман и др.). С помощью инстр. мастера К. Мендлера и при участии знатока муз. инструментов К. Сакса О. к нач. 30-х гг. сконструировал спец. инструментарий (получивший впоследствии распространение под назв. «инструменты О.»), явившийся осн. методич. средством муз.-педагогич. системы О. Система муз. воспитания О., основанная на музицировании детей, раскрыта в его собрании уч. пьес (Orff-Schulwerk, тт. 1-5, совм. с Г. Кетман), включающем хоры, инстр. пьесы для разл. составов, театр. сценки и т.д. Система О. не применялась в годы нацизма. В 50-е гг. О. вернулся к своей практически ещё не осуществлённой идее всеобщего начального муз. воспитания, что привело к созданию Ин-та Орфа в Австрии (Зальцбург, 1962). Это учреждение является крупным интернац. центром подготовки кадров муз. воспитателей для дошкольных учреждений и общеобразоват. школ, а также педагогов школ для глухонемых, умственно отсталых, нервнобольных и психически неполноценных и трудновоспитуемых детей. Большая роль в детальной разработке системы О. принадлежит его ученице, композитору и педагогу Г. Кетман и рук. Ин-та социальной и лечебной педагогики, композитору и педагогу В. Келлеру. Ежегодные интернац. летние курсы и семинары в Зальцбурге способствуют расширению влияния орфовской системы. Педагогич. концепция О. нашла много приверженцев и немалое число противников (особенно среди «авангардистов»). Система муз. воспитания О. получила распространение почти во всех европ. странах, в США, Лат. Америке, Канаде, Японии и некоторых странах Африки. Система О. применяется и в муз. педагогике Чехословакии, Польши. Педагоги и студенты Ин-та Орфа сотрудничают с венг. педагогами, работающими по системе З. Кодая, с которой система О. имеет немало сходного. Отд. эксперименты и пробы с применением инструментов О. проводятся в СССР.
Соч.: сценич. произв. - Кармина Бурана (Carmina Burana, светские песни из Бенедиктбойренского песенника для солистов, хора и орк., 1934-36, пост. 1937, Гор. театр Франкфурта-на-Майне), Луна (Der Mond, текст О., пьеса для певцов, драм. актёров, хора и орк., 1937-38, пост. 1939, Баварская гос. опера, Мюнхен), Орфей (опера К. Монтеверди в обр. О., либр. Д. Гюнтер, 1923-1939; 3-я ред. 1940, Саксонская гос. опера, Дрезден), Умница (Die Кluge, история о короле и умной женщине, пьеса для певцов, драм. актёров и орк., текст О., 1941-42, пост. 1943, Гор. театр Франкфурта-на Майне), Катулли кармина (Catulli carmina, сценич. кантата для солистов, танцоров, хора, 4 роялей и удар. инструментов, текст Катулла, 1942, пост. 1943, Лейпцигская опера), Бернауэрин (Die Bernauerin, баварская пьеса для драм. актёров, певцов, хора и орк., текст О., 1943-45, пост. 1947, Вюртембергский гос. театр, Штутгарт), Антигона (трагедия Софокла в пер. Ф. Хёльдерлина, 1947-49, пост. 1949, Зальцбургский фестиваль), Хитрецы (Astutuli, баварская комедия для драм. актёров и удар. инструментов, текст О., 1945-52, пост. 1953, театр «Каммершпиле», Мюнхен), Триумф Афродиты (Trionfo di Afrodite, сценич. концерт для солистов, хора и орк., текст Сафо и Катулла, 1950-51, пост. 1953, театр «Ла Скала», Милан), Комедия воскресения Христа (Comoedia de Christi resurrectione, пасхальная мистерия для драм. актёров, певцов, хора и орк., текст О., 1955, пост. 1956, Мюнхен, телеспектакль; сценич. премьера 1957, Вюртембергский гос. театр, Штутгарт), Царь Эдип (Oedipus der Tyrann, трагедия Софокла в пер. И. Гёльдерлина, 1957-59, пост. 1959, Вюртембергский гос. театр, Штутгарт), Игра о рождении младенца (Ludus de nato infante mirificus, рождественская мистерия для драм. актёров, хора и орк., пост. I960, Вюртембергский гос. театр, Штутгарт), Сон в летнюю ночь (Ein Sommernachtstraum, пьеса У. Шекспира в пер. А. В. Шлегеля, для драм. актёров, хора и орк., 1938-1962, пост. 1964, Вюртембергский гос. театр, Штутгарт), Прометей (трагедия Эсхила, 1963-67, пост. 1968, Вюртембергский гос. театр, Штутгарт), Комедия о конце времени (De temporum fine comoedia, мистерия для драм. актёров, хора и орк., тексты из «Прорицаний Сивилл» и из «Орфических гимнов» на др.-греч. яз., 1971, пост. 1973, Зальцбургский фестиваль); для хора с сопровождением - 3 кантаты на текст Ф. Верфеля (для хора, 3 фп. и ударных, 1929), 2 кантаты на тексты Б. Брехта (для хора, 3 фп. и ударных, 1930), Элегические гимны (Elegische Hymne, Die Sänger der Vorwelt, на тексты Ф. Шиллера, для хора с инструментами, 1955), Нении и дифирамбы (Nänie und Dithyrambe, на стихи P. Шиллера, для хора с инструментами, 1956); Нар. музыка Баварии в новой обр. К Хубера и О. (Musik der Landschaft, Volksmusik in neuen Sätzen. Aus dem bayerischen Raum, 1942); для инструментов - Маленький концерт для чембало и духовых на темы лютневой музыки 16 века (1927), Entrata (обр. пьесы У. Бёрда «Колокола» для 5 орк. составов и органа, 1927), Олимпийские хороводы (Olympische Reigen, 1936); педагогич. соч. ? Орф-Шульверк (Orff-Schulwerk. Musik für Кinder, в 5 тт., совм. с Г. Кетман, 1950-55).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь