на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПАВАНА (итал. pavana; испан. pavana; франц. pavane, pavenne; англ. pavan, paven, pavin), пaдована (итал. padovana, padoana), - торжественный медленный танец, распространённый в 16 в. в Европе. Существуют 2 версии, по-разному истолковывающие происхождение П. Согласно одной, П. - исконно итал. танец, наименование которого связано с местом его возникновения - городом Падуя (итал. Padova, отсюда один из распространённых вариантов назв. - падована, padovana), на некоторых диалектах звучащим как Пава, что послужило источником др. варианта назв. - павана. По др. версии, П. - танец испан. происхождения; в таком истолковании назв. «П.» производят от лат. pavo - павлин и объясняют его этимологию важным и гордым характером танца (уже в 16 в. эти термины и понятия смешались в представлении музыкантов). Итал. падованой (в отличие от испан. паваны), по 2-й версии, является совсем другой, самостоят. танец - быстрый, в размерах 6/8 или 12/8 близкий гальярде, сальтарелло, пиве (образцы таких падован содержатся в лютневых табулатурах Д. Бьянчини, 1546, А. Ротта, 1546, и др.). Есть основания полагать, что термин «падована» употреблялся также в качестве слова, обозначающего родовое понятие - определ. тип танцев, объединяющий павану и её разновидность - пасса-меццо. Первые сохранившиеся образцы П. находятся в лютневой табулатуре Дж. А. Дальца, изданной Петруччи в Венеции в 1508. Уже в нач. 16 в. П. стала одним из самых популярных придв. танцев, вытеснив распространённый прежде бас-данс. Кроме итал. и испан. П., в 1-й трети 16 в. были известны П. французские (изд. П. Аттеньяном, 1529) и немецкие (Г. Юденкюниг, 1523). Большинство П. сочинялось в двудольном метре на 4/4, 4/2 (напр., у А. Кабесона), но среди ранних образцов встречаются и трёхдольные П. (напр., у Л. Милана, писавшего П. для виуэлы). Для музыки П. характерны чёткость строения, нередко квадратность метроритмич. структуры, преим. аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами. П. - один из наиболее величественных танцев, его танцевали в плаще и при шпаге во время разл. торжеств. церемоний: при отбытии невесты в церковь, выходе князей, членов гор. управления и др. Павана для харпсихорда (из издания П. Аттеньяна «Quatorze gaillardes, neuf pavanes…», 1529). Характер П. столь серьёзен и возвышен, что испанцы Сальва и Тимонеда посвятили по одной из своих П. богоматери. П. в одном из хореографич. вариантов представляла собой плавное движение неск. пар, продолжавшееся до тех пор, пока все танцующие не сделают два или три круга (согласно др. варианту, П. танцевалась одиночными и двойными шагами вперёд и назад; существовал также более сложный вариант хореографии П., описанный Ф. Карозо в его «Il Ballarino», Венеция, 1581). В соответствии с характером исполнения танца муз. форма П. часто складывалась из 3 разделов (ABC), каждый из которых повторялся. Сохранились свидетельства о том, что муз. сопровождение П. исполнялось гобоями и тромбонами при поддержке барабана, подчёркивающего ритм танца. Во 2-й пол. 16 в. танц. П. практически вышла из употребления; её сменил родственный танец пасса-меццо. Но вплоть до кон. 17 в. П. продолжала существовать как самостоят. инстр. пьеса (такие П. для лютни, инстр. ансамбля встречались и в 1-й пол. 16 в.). Нередко инструментальная П. объединялась в паре с гальярдой - быстрым трёхдольным танцем, а также с др. аналогич. танцами - сальтарелло, пивой, падованой (в вышеуказанном значении). Так возник один из ранних типов сюиты, а одноврем. и вариаций, т. к. в основе гальярды обычно лежал тематич. материал П. Инструментальная П. достигла расцвета в творчестве англ. вёрджинелистов У. Бёрда, О. Гиббонса, Дж. Дауленда, Дж. Булля и др. В 17 в. П. (обычно под назв. paduana) получает распространение в качестве вступит. части нем. сюиты (подобно тому, как прежде она была вступит. танцем на балу) - у В. Хаусмана, И. Штадена, Э. Видемана, С. Шейдта, И. Шейна и др. В 18 в. П. совершенно исчезла; в сюите она была заменена аллемандой, в итал. сонате da camera - «синфонией». Очень редко П. встречается в 19 в. (напр., в операх К. Сен-Санса «Этьенн Марсель», «Прозерпина»; см. также П. для хора с оркестром Г. Форе). Иногда к ней обращаются композиторы 20 в., напр. М. Равель («П. на смерть инфанты» для фп., П. Спящей красавицы из сюиты «Моя матушка гусыня»). А. Берг вводит П. в сюиту из 1-й сцены 1-го д. оперы «Воццек», где она, как и остальные танцы, употреблена скорее по принципу несовместимости жанра и конкретной сценич. ситуации. Традиц. вид П. содержится в балете «Иов» англ. комп. Р. Воана-Уильямса. К первоначальному торжеств. характеру П. в наибольшей степени приближается С. С. Прокофьев в балете «Золушка» (см. 3-ю сюиту из этого балета, No 1).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь