на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД - лад, в котором функцию устоя (тоники) поочерёдно выполняют разл. тоны того же звукоряда, а также лад, звукоряд которого изменяется при одной и той же тонике (устое) (по И. В. Способину). Понятие «П. л.» применяется обычно к первому из этих ладов, хотя его скорее следовало бы называть переменно-тональным, а второй - собственно Русская народная песня «Уж ты поле моё». переменно-ладовым. П. л. распространены в нар. музыке, в частности в русской. Относит. непрочность тонального центра позволяет ему сравнительно легко смещаться практически на любую ступень, причём ощущения модуляции не возникает. Отличие переменно-ладового смещения опоры от модуляции - в отсутствии ухода из одной тональности и установления другой либо в слиянии двух или неск. тональностей (с единым звукорядом) в одно ладовое целое. Преобладает ощущение двух или неск. красок, принадлежащих той же ладовой системе (М. И. Глинка, «Иван Сусанин», 1-е д., хор «Лёд реку в полон забрал»). Особенно заметно это в наиболее распространённом виде П. л.- параллельно-переменном ладе (см. пример выше, а также пример рус. песни «Ходила младёшенька по борочку» в статье Звуковая система). Мягкость переходов от одной опоры к другой, обычная для П. л., придаёт ему спокойно-переливчатый характер. Возможна, однако, и иная трактовка его выразительности - см., напр., отрывок из 2-го д. оперы «Князь Игорь» Бородина: Пляска мужчин дикая. В теорий ср.-век. ладов термину «П. л.» родственно понятие tonus peregrinus («странствующий тон», напр. в мелодии антифона «Nos qui vivimus»), которое обозначает окончание мелодии на разл. финалисах, а также переменность др. ладовых опор. Сходно по смыслу понятие 17 в. alteratio modi («перемена лада»), применявшееся к пьесам, начинающимся в одном тоне, а заканчивающимся в другом (у К. Бернхарда); перемена тона может быть истолкована и как модуляция, и как П. л. У Н. П. Дилецкого (70-е гг. 17 в.) предвосхищается идея П. л. в учении о «смешанной мусикии». На ладовую переменность в рус. нар. песнях обратил внимание H. А. Львов (1790), охарактеризовавший её как «странность музыкальную» (песни NoNo 25 и 30 из сб. «Собрание русских народных песен с их голосами…» Львова - Прача). Но по существу понятие и термин «П л.» были впервые предложены В. Л. Яворским. Его теоретич. объяснение сводилось к тому, что некоторые тоны в одной части ладовой структуры устойчивы, а в другой неустойчивы (обратимое тяготение, по В. А. Цуккерману, напр. звуки g a). Ю. Н. Тюлин связывает возникновение П. л. с усилением переменных функций аккордов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь