на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПИФАГОР (Pytagoras) Самосский (ок. 580- 500 до н. э.) - основатель др.-греческой философской школы в Кротоне, получившей назв. по его имени (пифагореизм) и объединившей наиболее значит. достижения греч. науч. мысли древнейшего периода, в т. ч. и муз.-теоретической (труды П. не сохранились; фрагменты из них и пересказы их содержания встречаются в работах др. авторов). Среди последователей П. (пифагорейцев), занимавшихся музыкой, - Филолай (5 в. до н. э.), Архит (400-365 до н. э.), Овдокс (408-355 до н. э.), Никомах (ок. 100 н. э.), Ямблих (283-330) и др. (сохранились произв. только 2 последних). Деятельность пифагорейцев способствовала становлению теории музыки как науки (выделившейся тогда из сферы мифологич. воззрений), в которой сосуществовали теоретич. абстрагирование и эмпирич. наблюдение (первые попытки синтезировать математич. методы анализа с чувственно-слуховыми восприятиями). Пифагорейцы установили зависимость между высотой тона звучащей струны и её длиной, а также количеством колебаний в единицу времени; определяли муз. созвучия как отношения целых чисел, а шумы - иррациональных; считали, что чем меньшим числом характеризуются отношения тонов, тем более они созвучны; вывели числовые выражения интервалов муз. строя, получившего впоследствии назв. «пифагорейского», определяли разл. соединения кварт и квинт посредством пропорций: гармонической, арифметической и геометрической. Понимая природу как цепь взаимосвязанных явлений, применяли разл. интерпретации осн. интервалов, сопоставляя их со стихиями природы, а тоны звукоряда - с небесными телами (гармония сфер). Все антич. муз. теоретики испытали воздействие пифагорейства.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь