на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПОДОБЕН (греч. prosomois - очень сходный, весьма похожий) - приём визант. композиции. Мелод (поэт, он же композитор) сочинял неск. изометричных строф и к первой из них - мелодию. Последующие строфы должны были исполняться на напев первой. В поэмах знаменитого мелода Романа (6 в.) строфам предшествовал «проэмион» - вступление с иным метрич. сложением. От певца требовалось умение исполнять строфы на напев проэмиона, прибегая к мелизматич. украшению мелодии. В 9 в. гимнографы (поэты, не сочинявшие музыки) стали писать гимны, исходя из метрики или силлабики строф их предшественников мелодов, так что напевы последних служили моделями для текстов. Указанием на модель являлись начальные слова её текста, которые записывались над текстом гимна наряду с обозначением его гласовой принадлежности. Модель получила наименование П. Рус. церковь приняла визант. гимны вместе с указаниями П. для их пения и текстами, но т.к. при переводе текстов гимна и его П. на церк.-слав. язык нарушалось единство их силлабики, распевщикам пришлось составить для текстов П. свои, рус. модели псалмодич. типа с краткими распевами в конце мелодич. строк. Это позволяло петь «на подобен» тексты разл. силлабич. сложения. В 15 в. пение «на подобен» очень сократилось. В певч. книгах сохранилась лишь незначит. часть моделей П. В богослужебной практике пение «на подобен» сохранялось в отд. монастырях и способствовало образованию местных напевов: Киевопечерского, Валаамского, Оптиной пустыни и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь