на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПОЛИАККОРД (от греч. polus - многий, многочисленный, обширный и аккорд) - аккорд комплексной (составной) структуры, т.е. многозвучие, расслаивающееся на относительно самостоят. части либо складывающееся из двух или неск. относительно самостоят. частей-аккордов. И. Ф. Стравинский. «Петрушка», 2-я картина. П. имеет вид двух или неск. разл. по звуковому составу аккордов, звучащих одновременно. Части П. наз. субаккордами (здесь 2 субаккорда - C-dur и Fis-dur). Один из субаккордов (чаще нижний) в большинстве случаев составляет ядро (или основу) П., а осн. тон такого субаккорда становится осн. тоном всего созвучия (С. С. Прокофьев, побочная тема 1-й части 9-й сонаты для фп.: G-dur - ядро, h-moll - наслоение). П. нередко образуется в «пластовой (аккордовой) полифонии» - ткани, где каждый «голос» (точнее, слой) представлен (суб)аккордовым последованием (А. Онеггер, 5-я симфония, 1-я часть). Выразит. свойства П. связаны с восприятием двух или неск. неидентичных аккордов в одновременности; при этом главное (как и в др. составных структурах) заключается не в звучании каждого из субаккордов, а в том новом качестве, которое возникает при их соединении (так, в нотном примере C-dur и Fis-dur - консонирующие аккорды, а целое - диссонанс; субаккорды диатоничны, П. недиатоничен; мажорность каждого из субаккордов выражает свет и радость, а П.- «проклятия» Петрушки, далее - «отчаяние» Петрушки). Термин «П.» введён Г. Коуэллом (1930). Лит. см. при ст. Полигармония. Ю. Я. Холопов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь