на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПОЛОНЕЗ (франц. polonaise, от polonais - польский) - польский танец. Развивался на основе нар. танца-шествия степенного, торжественного характера. В нар. быту П. был яетырёхдольным, исполнялся на сельских праздниках, которые открывались медленным, «пешим» (chodzony) танцем, а также во время возвращения крестьян с полевых работ; сопровождался небольшим инстр. ансамблем, иногда состоявшим только из скрипачей. В шляхетской среде П. танцевали мужчины, придававшие ему воинственный характер. В процессе эволюции П. стал трёхдольным, в танце начали принимать участие и женщины. Наиболее распространённая ритмич. фигура П. На её основе построены мн. П. польских композиторов, а также П., которым открывается 2-й акт оперы «Иван Сусанин». А. Мицкевич в 12-й книге эпопеи «Пан Тадеуш» поэтично описал П. как нац. «танец-шествие», создав романтич. образ уходящего в прошлое рыцарства. Рыцарские черты этого танца подчеркнул и Э. Т. А. Гофман в статье-рецензии «Двенадцать полонезов для фортепиано графа Огиньского». П. сыграл огромную роль в формировании нац. черт польской проф. музыки. В операх Ю. Эльснера утвердился новый тип увертюры, в которой за медленным вступлением следовала быстрая часть, по характеру представляющая собой один из польских танцев; в опере «Лешек Белый» (1809) такая часть обозначена «Alla polacca». В этой же опере встречается и ария-П., в опере «Ягелло в Тенчине» (1819) так же именуются вок. квартет и каватина Анны. Определение «Tempo di Polacca» применено и в операх «Шарлатан, или Воскрешение мёртвых» (1813) и «Награда» (1815) Курпиньского и в др. оперных, а также инстр. произв. предшественников и старших современников Ф. Шопена, в частности в орк. полонезах К. Курпиньского (издавались в Варшаве и Лейпциге). В дошопеновское время появились и транскрипции из опер заруб. композиторов, написанные в характере П., т. е. с присущими ему чертами танца-шествия (напр., орк. полонезы Эльснера на темы из «Лодоиски» Крейцера и «Водовоза» Керубини). Период романтизма характеризуется насыщением П. чертами поэмности, расширившими его эмоциональный диапазон и определявшимися ещё в предромантич. период (в 90-х гг. 18 в.), когда были созданы первые полонезы М. К. Огиньского (самый ранний из них - полонез B-dur - не сохранился). Выходя за рамки торжеств. шествия, П. постепенно приобретал элегич. черты, насыщался лиризмом, драматизмом, даже трагизмом, обусловленным трудной судьбой польского народа в период разделов страны. Огиньский в «Письмах о музыке» называл эти пьесы «Полонезами не для танца». Это определение может быть отнесено и к многочисл. П. комп. М. Шимановской, Ф. Островского, К. Липиньского и др. Классич. вершиной развития П. остаются произв. Шопена, которые отличаются эмоциональным богатством, в полной мере определившим дальнейший путь развития П. от танца к романтич. поэме. К жанру П. обращались С. Монюшко, Ю. Зарембский, З. Носковский и др. П. писали и композиторы др. стран. Известны полонезы И. С. Баха, В. А. Моцарта (2-я часть фп. сонаты D-dur, К.-V. 284). «Блестящие П.» для фп. (1808, 1819) создал К. Вебер. Рус. композиторы, начиная с предшественников М. И. Глинки, внесли большой вклад в развитие жанра П., с которым рус. общественность познакомилась уже в кон. 18 в.; в частности, в России получили известность инстр. и хор. полонезы Ю. Козловского; один из них - «Гром победы раздавайся…» (упоминаемый А. С. Пушкиным в «Дубровском») нек-рое время исполнялся в качестве офиц. рус. гимна. Особенную популярность в России завоевали полонезы Огиньского, издававшиеся под разл. названиями, исходившими от издателей. Жанр получил своеобразное развитие в операх русский композиторов («Иван Сусанин», «Евгений Онегин»; «Пан воевода» Римского-Корсакова). Широко известен фп. полонез А. Н. Скрябина (1897). Орк. П. писал А. К. Лядов - один из П. композитор посвятил памяти А. С. Пушкина в честь 100-летия со дня его рождения (1899).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ПО..

ПИАСТРО

ПИККЕЛЬ

ПИККОЛО

ПИРАДОВ

ПИРУМОВ

ПИФАГОР

ПИФФЕРО

ПЛАНКЕТ

ПЛЕЙЕЛЬ

ПЛЕТНЁВ

ПЛЕЩЕЕВ

ПЛУТАРХ

ПОГОСЯН

ПОДОБЕН

ПОЗИТИВ

ПОЗИЦИЯ

ПОКРАСС

ПОЛЕНОВ

ПОЛЛИНИ

ПОЛОТАЙ

ПОЛУТОН

ПОЛЯКИН

ПОЛЯКОВ

ПОЛЯНИЧ

ПОНСЕЛЬ

ПОПЕВКА

ПОПОВИЧ

ПОПУРРИ

ПОРОЖЕК

ПОРПОРА

ПОРТНОВ

ПОТУЛОВ

ПОШЕТТА

ПРЕДЪЁМ

ПРЕСМАН

ПРИМРОЗ

ПРИЦКЕР

ПРОДОММ

ПРОФЕТА

Музыкальный словарь ver16