на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПОЛЯКИН Мирон Борисович [31 I (12 II) 1895, Черкассы - 21 V 1941, Москва] - сов. скрипач и педагог. Засл. деят. искусств РСФСР (1940). С детских лет обучался игре на скрипке у отца - дирижёра и скрипача, затем в 1904-08 - в муз.-драм. школе H. В. Лысенко у E. H. Вонсовской (ученицы P. Лауба). В 1908 поступил в Петерб. консерваторию в класс Л. С. Ауэра, под рук. которого занимался до 1918. В 1909 дал первый самостоят. концерт в Петербурге. С 1914 начал систематич. конц. деятельность. Мировую известность принесла П. гастрольная поездка (Зап. Европа и США, 1918-26). С 1927 П. жил в СССР; здесь его исполнительский талант достиг расцвета. С 1928 профессор Ленинградской, с 1936 - Моск. консерваторий, где у него совершенствовался ряд сов. скрипачей (М. И. Фихтенгольц, Е. Г. Гилельс, М. С. Козолупова и др.). Наряду с Я. Р. Хейфецем, М. С. Эльманом и Е. А. Цимбалистом П. - выдающийся представитель т.н. петербургской школы Ауэра, утвердившей мировое значение рус. скрипичного искусства. Романтич. взволнованность чувств, теплота и глубоко эмоциональное истолкование произв. сочетались в исполнении П. с тонким изяществом и виртуозным блеском. Его крупнейшие достижения: «Чакона» Баха, концерты Л. Бетховена, И. Брамса, Ф. Мендельсона, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, «Поэма» Шоссона, «Крейцерова соната» Бетховена, сонаты Брамса и С. Франка. Прославился исполнением пьес Чайковского, полонезов Венявского, «Испанских танцев» Сарасате. В интерпретации этих произведений развивал традиции русского исполнительского искусства. П. оказал глубокое влияние на формирование советского скрипичного искусства.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь