на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПРЕДЛОЖЕНИЕ - наибольшая часть периода, завершающаяся каденцией. Обычно П. существует только как часть целого. В ряде случаев оно всё же способно обособляться и приобретать самостоят. значение. Это в первую очередь относится к незамкнутой главной партии сонатной формы. Она нередко излагается в форме начального П. периода, второе П. которого перерастает в связующую партию и подводит к побочной партии. В результате только первое П. периода оформлено как тематически и структурно целостное построение, оно и является формой главной партии (Л. Бетховен, 1-я соната для фп., часть 1). В простой трёхчастной форме И. может выполнять функцию периода как формы её частей. В этих случаях в структуре a1 b а2 раздел а - не период, как обычно, а П. (А. Н. Скрябин, Прелюдия ор. 7 No 1 для одной левой руки). Различие между П. и слитным периодом связано гл. обр. с типом заключит. каденции - в периоде она полная, в П. - половинная. Играет роль и степень развитости тематич. материала, завершённости его изложения; завершённость, хотя бы относительная, предполагает период, а явная незавершённость - П. Существует иная точка зрения, исходящая от классич. нем. муз.-теоретич. школы (X. Риман). Согласно этой концепции, всякое одночастное построение без каденции внутри него, независимо от типа завершающей его каденции, есть П. (Satz); период, не делящийся на П., в этом случае трактуется как П. Лит. см. при статье Период. В. П. Бобровский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь