на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПРИДВОРНЫЙ ОРКЕСТР - рус. оркестровый коллектив. Создан в 1882 в Петербурге как Придворный музыкантский хор для обслуживания имп. двора (на основе упразднённых музыкантских «хоров» Кавалергардского и лейб-гвардии Конного полков). Фактически состоял из 2 оркестров - симф. и духового. Мн. музыканты П. о. играли как в симф., так и в духовом оркестре (на разл. инструментах). По примеру военных оркестров музыканты «хора» числились военнослужащими, что давало возможность привлечь в его состав призванных в армию талантливых исполнителей (предпочтение отдавалось тем, кто владел игрой на двух инструментах - струнном и духовом). Первым капельмейстером «хора» был М. Франк, с 1888 его сменил Г. И. Варлих; с 1882 симф. частью ведал капельмейстер Г. Флиге, после смерти которого (в 1907) ст. капельмейстером оставался Варлих. Оркестр играл во дворцах на придв. балах, приёмах, во время царских и полковых праздников. В его обязанности входило также участие в концертах и спектаклях в придв. Гатчинском, Царскосельском, Петергофском и Эрмитажном театрах. Замкнутый характер деятельности оркестра отражался на художеств. уровне исполнения, обусловливал малосодержательный репертуар, носивший в основном служебный характер (марши, туши, гимны). Руководители оркестра стремились выйти за рамки обслуживания придв. кругов, найти пути к более широкой аудитории. Этому способствовали открытые концерты на летней эстраде Петергофского сада, публичные генеральные репетиции, позднее концерты в залах Придв. певч. капеллы и Дворянского собрания. В 1896 «хор» стал гражданским и был преобразован в П. о., а его участники получили права артистов имп. театров. С 1898 П. о. было разрешено давать платные публич. концерты. Однако лишь с 1902 в программы концертов П. о. стала включаться зап.-европ. и рус. классич. симф. музыка. Тогда же по инициативе Варлиха начали систематически проводиться «Оркестровые собрания музыкальных новостей», программы которых состояли обычно из произв., исполнявшихся в России впервые. С 1912 П. о. развивает широкую деятельность (концерты оркестра получают известность), проводит циклы историч. концертов рус. и заруб. музыки (в сопровождении популярных лекций), спец. концерты, посв. памяти А. К. Лядова, С. И. Танеева, А. Н. Скрябина. Нек-рыми концертами П. о. дирижировали крупные иностр. гастролёры (Р. Штраус, А. Никиш и др.). Особенных успехов П. о. достиг в эти годы в пропаганде произв. отечеств. музыки. При П. о. существовали нотная библиотека и муз.-историч. музей. В марте 1917 П. о. стал Гос. симф. оркестром. См. Ленинградский академический симфонический оркестр.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь