на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПУРАНДАРАДАСА, Зинaппа или Шриниваса (ок. 1480, вероятно, Пурандагарха - 1564) - инд. поэт, музыкант, муз. теоретик,. Как гласит предание, в молодости был богат, вёл праздную жизнь, затем роздал всё имущество бедным, стал странствующим аскетом-харидасом (букв. «рабом Хари», т.е. бога Вишну). Он наиболее полно выразил идеи религ.-реформаторского движения харидасов. П. - основоположник классич. музыки Юж. Индии (карнатской музыки). В 15-16 вв. произошло разделение инд. музыки на две осн. традиции: северную (хиндустани) и южную (карнатика). Для каждой из них характерны свои стиль, муз. формы, жанры, манера исполнения и др. Имя П. овеяно легендами. Предания приписывают ему огромное количество сочинений (500 тыс. песен) в форме деваранама (песнопения в честь бога), сулади (развёрнутые многочастные песни, где каждый раздел построен на иной мётроритмич. основе - тала), югабхога (небольшие поэмы речитативного склада), пада (лирич. песни аллегорич. характера). Сохранились лишь поэтич. тексты его произв. (на языке каннада), они исполняются на музыку композиторов более позднего времени, прежде всего т.н. Троицы карнатской музыки - Муттусуоми Дикшитара, Тьягараджи, Шияма Шастри. П. классифицира-вал множество юж.-инд. раг в единую систему, основой которой служит мелакарта (т.е. главный звукоряд, от которого производятся другие). П. изобрёл «теоретич. звукоряд», т.н. майямалавагаула, объясняющий все внутр. сопряжения тонов (в отличие от сев.-инд. традиции, в карнатской музыке существует возможность ладовой модуляции в процессе развёртывания муз. материала). Будучи выдающимся педагогом, П. разработал систему упражнений для исполнителей: пиларигита (простые небольшие песни для начинающих), сарали варисаи (начальные упражнения по овладению техникой внутри определённого звукоряда), джанта варисаи (упражнения по обыгрыванию парных последовательностей тонов).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь