на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПЯТНИЦКИЙ Митрофан Ефимович [21 VI (3 VII) 1864, с. Александровка, ныне Воронежской обл. - 21 I 1927, Москва] - сов. собиратель и исполнитель рус. нар. песен. Засл. арт. Республики (1925). Основатель и рук. Русского народного хора (1910, с 1927 - им. M. E. Пятницкого). Род. в семье дьячка. Учился в воронежском духовном уч-ще, одноврем. брал уроки пения у Л. М. Образцова, позднее в Москве у К. Эверарди. П. обладал красивым голосом (высокий баритон) и самобытной манерой пения. С детских лет чутко прислушиваясь к нар. песням, П. стал их знатоком и выдающимся исполнителем, особенно удавались ему воронежские песни. С 1903 чл. Муз.-этнографич. комиссии при Моск. обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. Принимал активное участие в «этнографич. концертах» комиссии как исполнитель рус. нар. песен. В 1902 создал Ансамбль нар. песни (регулярно выступавший в Москве), в состав которого вошли певицы П. В. Козимовская, М. А. Шевченко, Р. А. Кондра и певец-бандурист В. К. Шевченко. Одноврем. П. вёл науч.-этнографич. работу. В 1904,1910,1920, 1925 записывал песни непосредственно от крестьян, как с голоса, так и при помощи фонографа. В 1910 создал хор из нар. певцов Воронежской и Рязанской губ., которым руководил до конца жизни (в числе исполнителей И. В. Колобаева и её дочери). 17 и 18 февр. 1911 (по старому стилю) в зале Благородного собрания (ныне Октябрьский зал Дома Союзов) состоялись первые концерты хора. П. рассматривал их как попытку продемонстрировать рус. песню как она существует в народе. П. включил в программы концертов хороводные песни (с игрой и пляской), игру на нар. инструментах (гусли, рожки, дудки, жалейки), сцены из нар. жизни («Крестьянская свадьба», «Вечер за околицей», «Посиделки», «Ночное»). В 1912 концерты крестьян были повторены. Они привлекли внимание крупных музыкантов. Концерты П. повысили интерес муз. общественности к рус. песне, познакомили её с хор. мастерством народа, содействовали рождению хор. коллектива нового типа, в котором участвовали не только певцы, но и исполнители хороводов, плясок, сцен. В условиях царской России начинание П. не получило поддержки (в 1911-14 хор дал только 10 концертов). Окт. революция 1917 положила начало широкой деятельности коллектива; уже в сезоне 1917-1918 состоялось ок. 80 его выступлений. Работу П. поддержал и высоко оценил В. И. Ленин. После концерта хора в Кремле 22 сент. 1918 В. И. Ленин принял П. и беседовал с ним. После этого деятельность хора значительно расширилась, и он вырос в крупнейший исполнит. коллектив. По примеру Гос. рус. нар. хора имени П. в СССР и др. странах создано большое количество проф. хоров. П. осуществил фонографич. записи мн. нар. песен и инстр. наигрышей. Опубликованы: «12 русских народных песен» (Воронежской обл. Бобровского уезда, 1904), «Концерты Пятницкого с крестьянами» (20 песен, 1914), «Русские народные песни» (75 песен, в подробной расшифровке И. К. Здановича, 1950), «Русские народные песни, записанные M. E. Пятницким» (1964). П. собрал редчайшую коллекцию нар. инструментов, костюмов, образцов рукоделия нар. мастериц. При жизни П. в его квартире был организован «Музей русской песни»; в 1925 П. передал коллекцию в дар гос-ву. Фонографич. записи хранятся в Центр. гос. архиве кинофотофонодокументов. «Музей русской песни» стал фольклорным кабинетом хора. В 1921-25 П. преподавал пение в 3-й студии МХТ (ныне - Т-р им. Е. Б. Вахтангова). Среди его учеников - артисты Б. В. Щукин, Б. Е. Захава, Р. Н. Симонов, Ю. А. Завадский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь