на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШАРАКАН - общее название арм. оригинальных (небиблейских) духовных песен, официально принятых и канонизированных церковью. Ш. иногда называют также сборник, включающий эти песни и имеющий более точное наименование - Шаракноц (букв.- Гимнарий). Существуют три осн. вида Ш.: древнейшие Ш. псалмодич. или силлабич. склада; более распевные произв. монументального стиля; песнопения, имеющие мелодии большого диапазона, широко распевные, содержащие юбиляции и отвечающие представлению о том, что в науке об арм. ср.-век. зодчестве принято называть «монументально-декоративный стиль». Ш. создавались в эпоху раннего средневековья (до 10 в.) и в 10-15 вв. Различение древних и ср.-век. Ш. сопряжено со значит. трудностями. Данные историографии, касающиеся авторства разл. Ш., подлежат уточнению и, кроме того, охватывают не все песни, заключённые в Шаракноце; при учёте эпохальных признаков стиля конкретного памятника необходимо считаться также с тем, что, с одной стороны, мелодии многих произв. раннего средневековья были переработаны в 12-14 вв., а с др. стороны, поэты-мелоды эпохи зрелого феодализма сочинили немало песнопений на основе лучших образцов, относящихся к 5-10 вв. В словесных текстах Ш. отражены не только общехристианские идеи и чувства, но и наиболее существ. явления гражданской истории и обществ. жизни арм. народа. Эти тексты, написанные либо свободными стихами без рифмы (гл. обр. в раннем средневековье), либо размеренными стихами с применением рифмы (преим. в период зрелого феодализма), делятся на строфы. Ш. обычно состоит из трёх строф, реже - из девяти и большего числа строф. Музыка также подчиняется принципу строфичности. Частности содержания поэтич. текста передавались посредством варьирования ритмоинтонаций и исполнительской нюансировки. Ш. - собирательный термин, возникший в 12 в.; происходит от арм. слова «шарк» (букв. - ряд). Первоначально термин «Ш.» означал духовную песнь, входящую в тот или иной «ряд» гимнов, собранных впоследствии в Шаракноце. В эти ряды входили произв. трёх родов: кцурд (тропарь), кацэрд (кондак) и канон. Кцурд - древнейший вид арм. духовной песни, возникший сразу после изобретения арм. письмен (405). Кцурды были своего рода аналогами греч. тропарей и сирийских мадраше. Авторы развивали этот жанр на основе арм. лит. языка и нар. мелоса; для этого целенаправленно изучались греч. и сирийские образцы жанра. Использовалось языково-стилистич. и мелодич. богатство, веками накопленное в нар. и гусанской музыке. Авторами первых кцурдов были Месроп Маштоц (создатель арм. письмен, с чьим именем связаны песнопения покаяния, исполняемые во время Великого поста), Саак Партев (соратник Маштоца, католикос и учёный-переводчик, сочинивший песнопения на Воскресение Лазаря, на Вербное воскресение и дни Страстной седмицы) и их ученики, в т. ч. основоположник арм. науч. историографии Мовсес Хоренаци. Поначалу кцурды представляли собой небольшие перифразы библейских псалмов, но очень скоро выросли в трёхстрофные гимны. С кон. 6 - нач. 7 вв. в арм. духовной музыке разрабатывается жанр кацурда (кондака) - многострофного произв. с элементами повествования, написанного с «алфавитным акростихом». Параллельно продолжает развиваться искусство кцурдов, появляются новые авторы - Анания Ширакаци, Саак Дзорапореци и др.; возникает необходимость отбора и систематизации произведений. Барсех Тчон, учёный-музыкант 7 в., составил один из первых сводов оригинальных арм. духовных песен-гимнов - «Тчон-ынтир» (букв. - отобранный Тчоном). В 8 в. в арм. церк. искусство вошёл жанр канона, состоящего из восьми или девяти од, посвящённых одному и тому же церк. дню. Известный песнетворец и теоретик музыки того времени Степанос Сюнеци (второй) систематизировал духовные гимны по гласовому принципу. В 9-12 вв. происходило постепенное накопление новых черт в области арм. гимнодии. Её бурное развитие, ознаменовавшееся необычайным обогащением канонизированного собрания гимнов, которые уже тогда назывались Ш., связано с именем ср.-век. арм. поэта-мелода Нерсеса Шнорали. В 13 в. значит. вклад в развитие арм. гимнодии внесли поэты-музыканты Вардан Аревелци, Ованес Ерзнкаци и др.; эволюция Шаракноца завершилась в 15 в. В течение последующих веков в условиях разложения ср.-век. арм. культуры в области монодии не было создано ничего принципиально нового; делом первостепенной важности стало сохранение накопленных богатств. В сер. 17 в. благодаря Воскану Вардапету вышел в свет первый печатный Шаракноц с хазами (Амстердам, 1665); позднее он был издан в Константинополе и Эчмиадзине. В 1875 в Вагаршапате был опубл. Нотный Шаракноц (1090 страниц in folio), составленный по записям Н. Ташчяна, выполненным в системе новоармянской безлинейной нотации. Саак Партев. Шаракан на Воскресение Лазаря (5 в.; переинтонирован в 12 в.). Второй глас. Ш. как памятники проф. песнетворчества древней и ср.-век. Армении изучаются арменоведами-филологами, литературоведами и музыковедами по Нотному Шаракноцу, старопечатным его изданиям и многочисл. рукописям с хазами. В Матенадаране им. Месропа Маштоца хранится 350 списков Шаракноца, в т. ч. ряд ценнейших кодексов 13-16 вв., а также манускрипт, содержащий единственный дошедший до нас сборник Ш. 12 в.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь