на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ШЕНКЕР (Schenker) Генрих (19 VI 1867, Подгайце, Галиция, ныне г. Подгайцы Тернопольской обл. Укр. ССР - 14 I 1935, Вена) - австрийский музыковед. Учился в Венской консерватории у А. Брукнера (муз.-теоретич. предметы). Работал как композитор, пианист-аккомпаниатор, сотрудничал в разл. журналах. Давал частные уроки по муз.-теоретич. предметам и игре на фп. Среди учеников и последователей Ш. - А. Хобокен, О. Йонас, X. Федерхофер, X. Рот. Гл. науч. труд Ш. - «Новые музыкальные теории и фантазии одного артиста» (тт. 1-3, 1906-35) - содержит развёрнутое изложение способа анализа муз. произв., названного последующими теоретиками «методом редукции» и получившего значит. распространение (особенно в странах англ. яз.). Согласно «методу редукции» структура муз. произв. представляется иерархией уровней (слоёв), органически вырастающих из изначальной первоструктуры. Целью анализа является не только нахождение первоструктуры, но и выяснение иерархии отношений между всеми слоями структуры. Ш. выступил инициатором выверенных согласно автографам публикаций произв. К. Ф. Э. Баха, И. С. Баха и фп. сонат Л. Бетховена; написал к ним комментарии: «Ein Beitrag zur Ornamentik. Als Einführung zu Ph. E. Bach's Кlavierwerken» (W., 1903, 1954); «Die Chromatische Phantasie und Fuge von J. S. Bach» (W., 1910); «Die letzten fünf Sonaten Beethovens» (W., 1913-21); «Oktaven- und Quintenstudien von Brahms» (W., 1933); «Sämtliche Кlaviersonaten L. v. Beethovens» (W., 1934, 1945). В работах, изданных под назв. «Воля к звуку» («Der Tonwille», H. 1-10, W., 1921-24) и «Шедевр в музыке» («Das Meisterwerk in der Musik», вып. 1-3, Münch., 1925-30) он защищает духовную высоту искусства великих мастеров 18 - нач. 19 вв. против разлагающих (по мысли автора) тенденций последующего времени, особенно 20 в.
Соч.: Ein Beitrag zur Ornamentik, W., [1903], 1908; Neue musikalische Theorien und Phantasien, Stuttg.-W.-Lpz., 1906-35 (Bd 1 - Harmonielehre, Bd 2 - Кontrapunkt, Bd 3 - Der freie Satz); Instrumentations-Tabelle, W., 1908 (под псевд. A. Niloff); Beethoven. Neunte Symphonie, W., 1912; Eine Rettung der klassischen Musiktexte. Das Archiv für Photogramme in der National-Bibliothek Wien, «Der Кunstwart», 1929, Jahrg. 42; Fünf Urlinie-Tafeln, W., 1932.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ШЕ..

ШЁГРЕН

ШАБРИЕ

ШАЙДУР

ШАЛАЕВ

ШАЛМЕЙ

ШАНКАР

ШАНСОН

ШАНХАЙ

ШАСТРИ

ШАФРАН

ШАХИДИ

ШАЦКАЯ

ШАЦКЕС

ШАЦКИЙ

ШВЕДОВ

ШВЯДАС

ШЕВЧИК

ШЕЙНИН

ШЕЛЮТО

ШЕНШИН

ШЕПЕРД

ШЕРИНГ

ШЕРМАН

ШЕРХЕН

ШЕФФЕР

ШЕХТЕР

ШИБЛЕР

ШИМКУС

ШИРМЕР

ШИРОЛА

ШКАФЕР

ШКРОУП

ШЛЕЦЕР

ШНИТКЕ

ШОБЕРТ

ШОЙФЕР

ШОЛЛАР

ШОЛЛУМ

ШОССОН

Музыкальный словарь ver16