на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ШЕРИНГ (Schering) Арнольд (2 IV 1877, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша - 7 III 1941, Берлин) - немецкий музыковед. Учился в Дрездене, брал уроки игры на скрипке у Т. Блумнера, затем у X. Петри; с 1896 учился у Й. Иоахима в Берлине. Гастролировал как скрипач вместе с пианистом Б. Хинце-Райнхольдом. С 1898 изучал в Берлинском университете музыковедение у О. Флейшера и К. Штумпфа, историю литературы у Э. Шмидта, философию у В. Дильтея, Ф. Паульсена, Г. Зиммеля. Затем изучал музыковедение у А. Зандбергера и Т. Липса в Мюнхене, у Г. Кречмара в Лейпциге. В 1902 защитил диссертацию на тему «История инструментального (скрипичного) концерта до А. Вивальди». Выступал как муз. критик в периодич. изданиях «Neue Zeitschrift für Musik» (в 1903-05 редактор), «Leipziger neuesten Nachrichten», «Signale für die musikalische Welt». В 1904-39 редактор ежегодника «Bach-Jahrbuch». Преподавал историю музыки, с 1907 доцент Лейпцигского университета, с 1915 профессор Лейпцигской консерватории, с 1928 - Берлинского университета. Ш. - один из крупнейших нем. музыковедов 20 в. Занимался проблемами истории музыки и муз. эстетики. Находился под сильным влиянием идеалистич. философии. Большой резонанс получила мысль Ш. о взаимодействии музыки прошлого и настоящего. Внёс значит. вклад в изучение истории жанров оратории и инстр. концерта. Значит. место в наследии Ш. занимают исследования старинной музыки, муз. культуры эпохи барокко. Огромную роль Ш. сыграл в создании совр. бахианы, написав ряд капитальных исследований о творчестве композитора. Изучал также проблемы муз. риторики. Автор муз. произв. Редактор мн. книжных и нотных изданий; им впервые опубликовано соч. Г. Шюца «Histoire von der Geburt Jesu Christi» (Gesamtausgabe, Bd 17, Lpz., 1909), а также неск. томов из серии «Памятники немецкого музыкального искусства» («Denkmäler Deutscher Tonkunst»): Bd 20 (J. A. Hasse, Lpz., 1905), Bd 29/30 (Instrumentalkonzerte, Lpz., 1907), Bd 58/59 (Кnüpfer, Schelle, Кuhnau, Lpz., 1913), Bd 63 (Pezel, Lpz., 1928). К 60-летию Ш. выпущен юбилейный сб. «Festschrift A. Schering. Zum 60. Geburtstag» (hrsg. von Scheider M., Frotscher G., Osthoff H., Serauky W., Adrio A., В., 1937).
Соч.: Bachs Textbehandlung, Lpz., 1900; Zur Bach-Forschung (I-II), «SIMG», 1903, Jahrg. 4, H. 2; Geschichte des Instrumentalkonzerts, Lpz., 1905, Hüdesheim - Wiesbaden, 1965; G. Mahler als Liederkomponist, «NZfM», 1905, Jahrg. 72; Neue Beitrage zur Geschichte des italienischen Oratoriums im 17. Jahrhundert, «SIMG», 1906, Jahrg. 8, H. 1; Die Musikästhetik der deutschen Aufklärung, «SIMG», 1906/07, Jahrg. 8; Zur Geschichte der Solosonate in der ersten Hälfte des 17. Jahrhunderts, в сб.: Festschrift H. Riemann, Lpz., 1909; Zur Musikästhetik Кants, «ZIMG», 1910, Jahrg. 11, H. 6; Das kolorierte Orgelmadrigal des Trecento, «SIMG», 1910/1911, Jahrg. 13, H. 1; Geschichte des Oratoriums, Lpz., 1911, то же, Lpz., 1966; Musikalische Bildung und Erziehung zum musikalischen Hören, Lpz., 1911, 1924; Die niederländische Orgelmesse im Zeitalter des Josquin, Lpz., 1912, Amsterdam und Wiesbaden, 1971; Ьber die Кirchenkantaten vorbachischer Thomaskantoren, «Bach-Jahrbuch», 1912, Jahrg. 9; Studien zur Musikgeschichte der Frührenaissance, Lpz., 1914; Tabellen zur Musikgeschichte, Lpz., 1914, Wiesbaden, 1962; Aus den Jugendjahren der musikalischen Neuromantik, «JbP», 1917, Jahrg. 24; Zu G. Reiches Leben und Кunst, «Bach-Jahrbuch», 1918, Jahrg. 15; Die Besetzung Bachscher Chöre, «Bach-Jahrbuch», 1920, Jahrg. 17; Ьber Bachs Parodieverfahren, «Bach-Jahrbuch», 1921, Jahrg. 18; Das Problem einer Philosophie der Musikgeschichte, в сб.: КongreЯ-Bericht, Basel, 1924; Musikgeschichte Leipzigs, Bd 2 (1650-1723), Lpz., 1926; G. Fr. Händel, в сб.: Mitteldeutsche Lebensbilder, Bd 3, Magdeburg, 1928; Musikalische Analyse und Wertidee, «JbP», 1930, Jahrg. 36; Geschichte der Musik in Beispielen, Lpz., 1931, 1954; Кьnstler, Кenner und Liebhaber der Musik im Zeitalter Haydns und Goethes, «JbP», 1932, Jahrg. 38; J. Brahms und seine Stellung in der Musikgeschichte des 19. Jahrhunderts, там же, 1933, Jahrg. 39; Die Welt Händeis, «Händel-Jahrbuch», 1933, Jahrg. 5; Beethoven in neuer Deutung, Lpz., 1934; Ьber den Begriff des Monumentalen in der Musik, «JbP», 1934, Jahrg. 41; Zur Sinndeutung der 4. und 5. Symphonie von Beethoven, «ZfMw», 1934, Jahrg. 16, H. 2; Beethoven und die Dichtung, В., 1936, Hildesheim, 1973; Кritik des romantischen Musikbegriffs, «JbP», 1938, Jahrg. 44; Fr. Schuberts Symphonie in h-moil und ihr Geheimnis, Würzburg, 1938; Zur Erkenntnis Beethovens, Würzburg, 1938; Bemerkungen zu J. Haydns Programmsinfonien, «JbP», 1940, Jahrg. 46; Das Symbol in der Musik, Lpz., 1941; Ьber Кantaten J. S. Bachs (mit einem Vorwort hrsg. von Fr. Blume), Lpz., 1942, 1950; Humor, Heldentum, Tragik bei Beethoven (mit einem Vorwort von H. Osthoff), Stras.-Кehl, 1955; сб. статей: Vom Wesen der Musik (hrsg. von К. М. Кomma), Stuttg., 1974, и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ШЕ..

ШАЛАЕВ

ШАЛМЕЙ

ШАНКАР

ШАНСОН

ШАНХАЙ

ШАСТРИ

ШАФРАН

ШАХИДИ

ШАЦКАЯ

ШАЦКЕС

ШАЦКИЙ

ШВЕДОВ

ШВЯДАС

ШЕВЧИК

ШЕЙНИН

ШЕЛЮТО

ШЕНКЕР

ШЕНШИН

ШЕПЕРД

ШЕРМАН

ШЕРХЕН

ШЕФФЕР

ШЕХТЕР

ШИБЛЕР

ШИМКУС

ШИРМЕР

ШИРОЛА

ШКАФЕР

ШКРОУП

ШЛЕЦЕР

ШНИТКЕ

ШОБЕРТ

ШОЙФЕР

ШОЛЛАР

ШОЛЛУМ

ШОССОН

ШОТЫРП

ШОУРЕК

ШПИТТА

Музыкальный словарь ver16