на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ШЕФФЕР (Schaeffer) Пьер (р. 14 VIII 1910, Нанси) - французский инженер-акустик и композитор. С 1934 работает в системе франц. радио, первоначально в Страсбуре, с 1936 - в Париже. С 1968 профессор Парижской консерватории. Ш. - изобретатель т. н. конкретной музыки, давший этому направлению и название. Экспериментируя со всевозможными звукозаписывающими и звуковоспроизводящими аппаратами, Ш. достиг определённых акустич. эффектов, которые пытался организовать в своеобразную систему муз. речи. Сначала Ш. записывал новые звучания на грампластинки, с внедрением магнитной записи обратился к всевозможным манипуляциям с магнитофонами и синтезаторами, что значительно расширило возможности и диапазон звуковой палитры. Первые его соч. конкретной музыки - «Этюд о турникетах» («Etude aux tourniquets»), «Этюд о железных дорогах» («Etude aux chemins de fer») и др. исполнены по франц. радио в 1948 под назв. «Шумовой концерт». В 1950 Ш. записал (совм. с П. Анри) наиболее известное своё соч. «Симфония для одного человека» («Symphonie pour un homme seul»). Опыты по созданию конкретной музыки привлекли внимание ряда французский композиторов, в т. ч. П. Булеза, А. Жоливе, О. Мессиана, Д. Мийо, А. Соге, испробовавших метод Ш. Однако последовательными его сотрудниками, вошедшими наряду с Жоливе и Мессианом в созданную им в 1948 при франц. радио «Группу муз. исследований» («Groupe de recherches musicales»), стали Анри, Ф. Байль, Л. Феррари, Ф. Маш и др., пытавшиеся найти в конкретной музыке пути к экспрессивному звукотворчеству, к новой шумомузыкальной драматургии. В ряде лит. выступлений и в книгах Ш. обосновывал эстетико-философские и технологич. принципы своего изобретения. Согласно его теории, преимущества конкретной музыки - в «безграничном многообразии» строит. материала, который композитор может свободно черпать из окружающей его звуковой атмосферы. Среди муз. соч. Ш. - опера «Орфей 51» для голоса и магнитофонной ленты (совм. с Анри, 1951), балет «Ноктюрн о железных дорогах» («Nocturne aux chemins de fer», 1959), Сюита для 14 инструментов (5 частей, 1949), «Этюд о живых звуках» («Йtude aux sons animes», 1958), музыка для радиопостановок, к кинофильмам. В 1958 под председательством Ш. проведена 1-я Междунар. декада экспериментальной музыки. Позднее Ш. отошёл от теории и практики конкретной музыки и выступил с её критикой.
Соч.: A la recherche d'une musique concrete, P., [1952]; Musique concrete et connaissance de l'objet musical, «RBM», 1959, v. 13, No 1-4; Traitй des objets musicaux, P., [1966]; La musique concrete, P., 1967; L'avenir а reculons, [Tournai - P., 1970]; La musique et les ordinateurs, «RM», 1971, No 268-69;De l'experience musicale а l'experience humaine…, там же, [1971], No 274-275; «Musique en question», 1980, No 1, p. 11.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ШЕ..

ШАНСОН

ШАНХАЙ

ШАСТРИ

ШАФРАН

ШАХИДИ

ШАЦКАЯ

ШАЦКЕС

ШАЦКИЙ

ШВЕДОВ

ШВЯДАС

ШЕВЧИК

ШЕЙНИН

ШЕЛЮТО

ШЕНКЕР

ШЕНШИН

ШЕПЕРД

ШЕРИНГ

ШЕРМАН

ШЕРХЕН

ШЕХТЕР

ШИБЛЕР

ШИМКУС

ШИРМЕР

ШИРОЛА

ШКАФЕР

ШКРОУП

ШЛЕЦЕР

ШНИТКЕ

ШОБЕРТ

ШОЙФЕР

ШОЛЛАР

ШОЛЛУМ

ШОССОН

ШОТЫРП

ШОУРЕК

ШПИТТА

ШРАЙЕР

ШРАМЕК

ШРЕКЕР

Музыкальный словарь ver16