на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ШКАФЕР Василий Петрович (1867, Москва - 1 VI 1937, Ленинград) - рус. советский певец (тенор) и режиссер. Засл. арт. Республики (1925). Пению учился у Д. М. Леоновой, затем у Н. А. Андреева в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич общества и у P П. Комиссаржевского в Муз.-драм. уч-ще при Об-ве искусства и литературы. Недолгое время совершенствовался в Италии (Милан). Общение с Леоновой и Комиссаржевским способствовало развитию сценич. дарования Ш. В 1892 дебютировал в Киеве (антреприза И. Я. Сетова) в партии Ленского. В 1893-94 пел в частной опере в Петербурге («Т-во оперных артистов» Панаевского театра), в 1894-1897 - в Тбилиси. В 1897-1904 солист Московской частной русской оперы, где одноврем. начал режиссерскую деятельность. В 1904-06 и 1909-24 солист и режиссер Большого театра (в 1911-17 гл. режиссер; в 1917-23 пред. Совета Большого театра). В 1906-09 режиссер Мариинского театра в Петербурге, в 1924-35 режиссер и управляющий оперной труппой Ленингр. театра оперы и балета. Обладал небольшим приятным голосом, с успехом выступал в характерных теноровых партиях (Бомелий в «Царской невесте», 1-й исп., 1899; Шуйский в «Борисе Годунове»; Паисий в «Чародейке»). Творч. удачей Ш. было исполнение партии Моцарта («Моцарт и Сальери», 1-й исп., 1898; Сальери - Ф. И. Шаляпин) Ш. принадлежал к числу видных оперных режиссеров-новаторов. Пройдя режиссерскую школу в Моск. частной русской опере, он во многом способствовал внедрению ее принципов на сцене имп. театров. В постановках, осуществленных под его рук. в Большом и Мариинском театрах, особенно в наиболее удачных - «Богема» (Большой театр, 1901; совм. с Л. В. Собиновым), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (Мариинский театр, 1907), «Золотой петушок» (Большой театр, 1909), проявил глубокое понимание сущности реалистич. оперного спектакля как синтеза музыки, слова и драматургии. Среди др. пост.: «Царская невеста» (1-я пост., 1899); «Вертер» Массив (1904); «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» Рахманинова (1-я пост., 1906), «Хованщина» (1912, совм. с Ф. И. Шаляпиным), «Аида», «Самсон и Далила» (обе - 1917). Последней режиссерской работой Ш. было возобновление оперы «Снегурочка» на сцене Малого оперного театра (Ленинград, 1934). В 1921-24 профессор Моск. консерватории.
Соч.: Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890-1930, Л., 1936. В. И. Зарубин.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ШК..

ШАЦКЕС

ШАЦКИЙ

ШВЕДОВ

ШВЯДАС

ШЕВЧИК

ШЕЙНИН

ШЕЛЮТО

ШЕНКЕР

ШЕНШИН

ШЕПЕРД

ШЕРИНГ

ШЕРМАН

ШЕРХЕН

ШЕФФЕР

ШЕХТЕР

ШИБЛЕР

ШИМКУС

ШИРМЕР

ШИРОЛА

ШКРОУП

ШЛЕЦЕР

ШНИТКЕ

ШОБЕРТ

ШОЙФЕР

ШОЛЛАР

ШОЛЛУМ

ШОССОН

ШОТЫРП

ШОУРЕК

ШПИТТА

ШРАЙЕР

ШРАМЕК

ШРЕКЕР

ШТЕЛИН

ШТИДРИ

ШТОЛЬЦ

ШТРАУС

ШТУМПФ

ШУБАРТ

Музыкальный словарь ver16