на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШКАФЕР Василий Петрович (1867, Москва - 1 VI 1937, Ленинград) - рус. советский певец (тенор) и режиссер. Засл. арт. Республики (1925). Пению учился у Д. М. Леоновой, затем у Н. А. Андреева в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич общества и у P П. Комиссаржевского в Муз.-драм. уч-ще при Об-ве искусства и литературы. Недолгое время совершенствовался в Италии (Милан). Общение с Леоновой и Комиссаржевским способствовало развитию сценич. дарования Ш. В 1892 дебютировал в Киеве (антреприза И. Я. Сетова) в партии Ленского. В 1893-94 пел в частной опере в Петербурге («Т-во оперных артистов» Панаевского театра), в 1894-1897 - в Тбилиси. В 1897-1904 солист Московской частной русской оперы, где одноврем. начал режиссерскую деятельность. В 1904-06 и 1909-24 солист и режиссер Большого театра (в 1911-17 гл. режиссер; в 1917-23 пред. Совета Большого театра). В 1906-09 режиссер Мариинского театра в Петербурге, в 1924-35 режиссер и управляющий оперной труппой Ленингр. театра оперы и балета. Обладал небольшим приятным голосом, с успехом выступал в характерных теноровых партиях (Бомелий в «Царской невесте», 1-й исп., 1899; Шуйский в «Борисе Годунове»; Паисий в «Чародейке»). Творч. удачей Ш. было исполнение партии Моцарта («Моцарт и Сальери», 1-й исп., 1898; Сальери - Ф. И. Шаляпин) Ш. принадлежал к числу видных оперных режиссеров-новаторов. Пройдя режиссерскую школу в Моск. частной русской опере, он во многом способствовал внедрению ее принципов на сцене имп. театров. В постановках, осуществленных под его рук. в Большом и Мариинском театрах, особенно в наиболее удачных - «Богема» (Большой театр, 1901; совм. с Л. В. Собиновым), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (Мариинский театр, 1907), «Золотой петушок» (Большой театр, 1909), проявил глубокое понимание сущности реалистич. оперного спектакля как синтеза музыки, слова и драматургии. Среди др. пост.: «Царская невеста» (1-я пост., 1899); «Вертер» Массив (1904); «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» Рахманинова (1-я пост., 1906), «Хованщина» (1912, совм. с Ф. И. Шаляпиным), «Аида», «Самсон и Далила» (обе - 1917). Последней режиссерской работой Ш. было возобновление оперы «Снегурочка» на сцене Малого оперного театра (Ленинград, 1934). В 1921-24 профессор Моск. консерватории.
Соч.: Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890-1930, Л., 1936. В. И. Зарубин.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь